Центральный банк Турции снова снизил ставки
Несмотря на самую высокую инфляцию за последние 24 года, Центральный банк Турции в третий раз снизил процентные ставки в преддверии выборов в июне следующего года.
Несмотря на самую высокую инфляцию за последние 24 года, Центральный банк Турции в третий раз снизил процентные ставки в преддверии выборов в июне следующего года.
В четверг Центральный банк Турции провел очередное снижение процентных ставок до 10,5%. Снижение произошло после неоднократных призывов президента Реджепа Тайипа Эрдогана к ЦБ (формально - автономному органу) снизить процентные ставки до однозначных показателей, несмотря на самую высокую инфляцию в Турции за последние 24 года.
Эрдоган, упрямый в своем неортодоксальном убеждении, согласно которому высокие процентные ставки вызывают инфляцию (почти все экономисты на планеты уверены в том, что в реальности все ровно наоборот - прим.) с 2015 года уволил несколько министров финансов, включая своего зятя, и управляющих Центрального банка за то, что они не присоединились к его финансовой политике, которую он называет «борьбой с процентными ставками». Но даже его самые стойкие сторонники начали ворчать по поводу его экономической политики, ориентированной на выборы, включая постоянные дебаты о процентных ставках.
С прошлого года Центральный банк провел семь снижений процентных ставок, включая два последовательных снижения в августе и сентябре. Сегодняшнее снижение, более значительное, чем ожидалось, произошло на фоне инфляции в размере 83,45% согласно данным официальной статистике за сентябрь. Этот показатель в 17 раз хуже первоначального годового прогноза банка и означает 28% потери стоимости турецкой лиры по отношению к доллару США.
В четверг Центральный банк объявил, что в ноябре он проведет дальнейшее сокращение ставок. «Комитет рассмотрел возможность принятия аналогичного шага на следующем заседании и завершения цикла снижения ставок», - говорится в заявлении банка, в котором он пообещал «использовать все доступные инструменты до тех пор, пока сильные индикаторы не укажут на постоянное снижение инфляции и не будет достигнут среднесрочный 5-процентный целевой показатель, преследуя главную цель - ценовую стабильность».
Большинство аналитиков прогнозируют ухудшение инфляции. Достижение цели Эрдогана по однозначной процентной ставке «может стать единственной целью, которую Центральный банк достигнет в этом году», - сказал аналитик по Турции в Bloomberg Селва Бахар Базики, один из экономистов, предвидевших масштабы снижения ставки.
Центральный банк утверждает, что рост инфляции был вызван «запаздывающим и косвенным эффектом роста стоимости энергоносителей в результате геополитических событий» и «сильными негативными шоками предложения, вызванными ростом мировых цен на энергоносители, продовольствие и сельскохозяйственную продукцию».
Комитет «ожидает, что процесс дезинфляции начнется на фоне принятых» и решительно реализуемых мер по укреплению устойчивой ценовой и финансовой стабильности наряду с разрешением продолжающегося регионального конфликта. Однако, до начала кризиса в Украине в феврале этого года курс турецкой лиры уже начал падать, а уровень инфляции в Турции составлял около 36%, что является самым высоким показателем при правлении Эрдогана.
Хотя авантюра Эрдогана по снижению процентных ставок стояла на повестке дня Турции с 2021 года, президент удвоил свои усилия, когда Турция вступила в избирательный цикл.
«Моя самая большая битва - это борьба с процентами. Мы снизили процентную ставку до 12%. Этого недостаточно. Мы обсудили это с нашим Центральным банком. На предстоящих заседаниях комитета по денежно-кредитной политике я высказал мнение о необходимости ее дальнейшего снижения», - заявил Эрдоган в сентябре. Ранее в этом месяце он пообещал, что снижение ставок будет продолжаться до тех пор, пока он остается на своем посту.
Министр финансов Нуреддин Небати в начале этого месяца защищал экономическую политику правительства перед местными и международными деловыми кругами, утверждая, что Турция отказывается от «ортодоксальной политики» и прокладывает свой собственный «гетеродоксальный» курс. Отмахнувшись от утверждений о том, что большинство центральных банков мира повысили свои ставки для борьбы с растущей инфляцией, Небати, которого в СМИ часто карикатурно изображают звездноглазым оптимистом, не знающим об экономических проблемах турков и растущей бедности, заявил, что Турция следует своим собственным путем, а не «путем, начертанным для Турции другими».
Министр пообещал запустить новые государственные субсидии для турецких компаний, чтобы увеличить производство и экспорт, повторяя экономическую модель Эрдогана, в которой приоритетами являются занятость, инвестиции и экспорт.
Поскольку выборы должны состояться в июне и они приближаются, правительство Эрдогана, скорее всего, пойдет на рост предвыборных расходов. В сентябре президент Турции обнародовал крупный жилищный проект, предусматривающий обеспечение доступным жильем полумиллиона семей. Ранее на этой неделе он запустил план по трудоустройству с достойным научной фантастики названием E-Human Project, призванный повысить трудоспособность и заработную плату турок, особенно молодых людей, которые ищут свою первую работу.
«Экономическая стратегия переизбрания Эрдогана ясна, - сказал AFP аналитик BlueBay Asset Management Тимоти Эш. - Он хочет использовать деньги из России и [Персидского] залива для финансирования валютных интервенций для защиты лиры, максимально снизить [банковские процентные] ставки, чтобы обеспечить кредитование и рост».
Но это не будет гладкой дорогой. После того, как на прошлой неделе Европейский Союз предупредил Турцию о ее растущих экономических связях с Россией, на этой неделе в Турцию прибыл высокопоставленный чиновник Минфина США, чтобы обсудить санкции и экспортный контроль, введенные против России.
Элизабет Розенберг, помощник министра финансов США по вопросам финансирования терроризма и финансовых преступлений, встретилась с чиновниками Министерства финансов и Министерства иностранных дел, представителями частного финансового и коммерческого секторов, учеными и членами гражданского общества. «Эти встречи подтвердили важность тесного партнерства между США и Турцией в борьбе с рисками, вызванными уклонением от санкций и другой незаконной финансовой деятельностью», - говорится в заявлении Казначейства.