Борьба за демократию в Турции не окончена

Европейский представитель Демократической партии народов (ДПН) Девриш Симен написал статью о выборах в Турции для журнала Jacobin.

С утра по всему миру люди узнали о том, что еще пять лет президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган почти наверняка будет укреплять свою власть. В воскресенье в первом туре голосования он получил поддержку 49,5% избирателей, а его соперник Кемаль Кылычдароглу получил 44,9% голосов. Второй тур выборов назначен на 28 мая.

Эта суровая ситуация напоминает нам о слабых демократических нормах Турции и масштабах националистических, расистских и ультраправых настроений. Проблеск надежды исходит от давно преследуемой Демократической партии народов (ДПН), которая вновь продемонстрировала непреклонную борьбу за прогрессивные демократические ценности.

ДПН и ее союзница — Зеленая левая партия — вступили в избирательный процесс в крайне враждебных условиях, при автократическом режиме, контролирующем все государственные институты и прессу. Эти трудности были хорошо проиллюстрированы совместным заявлением наблюдателей за выборами от Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Совета Европы. В нем говорилось, что, хотя выборы 14 мая были «хорошо организованы» и по большей части мирными, избиратели были ограничены в своем политическом выборе из-за уголовного преследования членов ДПН.

В заявлении также указывалось на препятствия, установленные Эрдоганом, которые в значительной степени ограничивали оппозицию. ОБСЕ написала: «Давние опасения по поводу соблюдения основных свобод собраний, ассоциаций и выражения мнений, а также независимости судебной власти, которые являются ключевыми для демократического процесса, остались без внимания в период выборов».

Правящая партия справедливости и развития Эрдогана (ПСР), которая контролирует все государственные институты, использовала продуманные стратегии, чтобы исключить, в частности, ДПН из предвыборной гонки. В результате продолжающегося процесса, направленного на запрет партии, ДПН не участвовала в выборах самостоятельно, а была вынуждена участвовать через Зеленую левую партию. Она сделала это, чтобы избежать неминуемого риска запрета из-за политически мотивированного судебного дела — участи, которая уже постигла восемь ее предшественниц.

Партийная организация ДПН уже была ослаблена систематическими репрессиями, которые продолжаются непрерывно с 2016 года, когда было арестовано более пятнадцати тысяч лидеров и членов партии. Сейчас в тюрьме томятся более четырех тысяч членов этой партии. Что касается Зеленой левой партии, то она была допущена к избирательному процессу очень поздно только после того, как была объявлена дата выборов. Все это является частью изощренных попыток Эрдогана не дать нам участвовать в справедливом избирательном процессе.

Поскольку политическая структура была лишена практически всех ресурсов, Зеленая левая партия, таким образом, участвовала в выборах на неравных условиях. Избиратели, придерживающиеся левых взглядов, могли выбрать любой из двух вариантов —Зеленую левую партию или дружественную ей Рабочую партию Турции (РПТ), входящую в Альянс труда и свободы.  Тем не менее, результаты показывают, что ДПН и ее блок сохранили позиции, завоеванные ими на выборах 2018 года.

ДПН, действуя через Зеленую левую партию, вновь сохранила свои позиции третьей по силе силы как в парламенте, так и в обществе. Миллионы граждан Турции доверились нам в том, что мы продолжим борьбу против автократии и угнетения и потребуем демократического и мирного решения проблем Турции. Это то, что мы должны продолжать делать.

Систематическое наступление

Если бы политика Турции была свободной и справедливой, ДПН приняла бы участие при поддержке более четырех тысяч заключенных партийных работников, бывших сопредседателей, депутатов, со-мэров и членов парламента. Они не были бы исключены из средств массовой информации Турции и смогли бы распространять свои идеи в обществе на равных условиях. Это могло бы привести к совершенно иному результату и действительно к кошмарному сценарию для Эрдогана.

Сами президентские выборы прошли в примечательных условиях. Оппозиционный кандидат Кылычдароглу от Народно-республиканской партии (НРП), который был исключен из всех СМИ и государственных платформ, пользовался поддержкой ДПН и ее блока. С этой помощью Кылычдароглу, по крайней мере, удалось добиться второго тура выборов против Эрдогана. В этом смысле мифу президента о непобедимости действительно был нанесен удар. Действительно, это его худшие результаты на выборах за всю историю.

Теперь мы можем надеяться, что, несмотря на то, в какой степени избирателями манипулировали с помощью националистической и религиозной риторики, во втором туре турецкий народ не переизберет человека, который причинил столько вреда их стране. Если он действительно вернется на пост президента, народ накажет себя еще больше и обеспечит себе еще менее демократическое будущее.

За свою столетнюю историю Турция пережила все виды правления: от светско-националистического кемализма господствующей оппозиционной НРП до исламизма, переворотов, военной диктатуры и, наконец, особой разновидности все более исламистского и националистического авторитаризма Эрдогана. Единственное, что не было испробовано, — это последовательная демократия.

Сейчас и в ближайшие годы Турция должна преодолеть свои страхи и осмелиться быть демократической. Наиболее важными источниками вдохновения в этом отношении являются ДПН и Партия зеленых левых, а также более широкий политический подход курдского движения за свободу. Несмотря на борьбу за власть между исламистско-националистическим блоком Эрдогана и оппозиционным ему светско-националистическим блоком, мы остаемся самой важной силой, борющейся за демократию и истинную альтернативу в Турции. Это означает альтернативу, при которой женщины, представители различных народов и религиозных групп и все граждане могут жить вместе в мире. Говоря об этих ценностях, согласно предварительным результатам, среди шестидесяти трех депутатов от Зеленой левой партии, избранных в парламент, тридцать одна женщина.

Если бы авторитарный, националистический и патриархальный Эрдоган не потратил последнее десятилетие на систематическую ликвидацию прогрессивной оппозиции, ситуация сегодня была бы совсем иной. Но окончательный исход решится во втором туре 28 мая. Еще ничего не закончено.

(На транспаранте написан лозунг «Наш выбор — третий путь», символизирующий путь за пределы исламского и турецкого национализма к свободной, демократической Турции)