Боевики сообщили Турции о плане нападения шесть месяцев назад
Наступлению боевиков помогли ослабленные союзники Асада и деморализованная армия. Кроме того, уход «Хезболлы» из Сирии также помог им, ослабив иранское влияние.
Наступлению боевиков помогли ослабленные союзники Асада и деморализованная армия. Кроме того, уход «Хезболлы» из Сирии также помог им, ослабив иранское влияние.
После 13 лет гражданской войны боевики почувствовали возможность ослабить власть президента Башара Асада. Около шести месяцев назад они сообщили турецкому руководству о планах масштабного наступления и посчитали, что получили ее молчаливое одобрение, сообщили два источника, знакомые с ходом планирования.
Операция началась всего две недели назад, и ее быстрый успех в достижении первоначальной цели — захвате второго города Сирии, Алеппо, — застал почти всех врасплох. Оттуда чуть больше чем за неделю альянс боевиков оппозиции добрался до Дамаска и в воскресенье положил конец пяти десятилетиям правления семьи Асада.
Молниеносное продвижение зависело от почти идеального расположения звезд для сил, противостоящих Асаду: его армия была деморализована и истощена, его главные союзники, Иран и ливанская «Хезболла», были сильно ослаблены конфликтом с Израилем, а другой его ключевой военный союзник, Россия, отвлеклась из-за других событий.
Но боевики никак не могли начать действовать, не уведомив предварительно Турцию, которая с первых дней сирийской войны является главным сторонником сирийской оппозиции. Об этом говорят источники, — региональный дипломат и член сирийской оппозиции.
Турция держит войска на северо-западе Сирии и оказывает поддержку некоторым боевикам, которые намеревались принять участие в операции, в том числе Сирийской национальной армии (СНА). Официально Турция считает главную фракцию альянса, «Хайят Тахрир аш-Шам» (ХТШ), террористической группировкой (запрещены и признанны террористами в РФ — прим).
По словам дипломата, план боевиков — детище ХТШ и ее лидера Ахмеда аль-Шараа, более известного как Абу Мохаммед аль-Джулани.
Из-за своих бывших связей с «Аль-Каидой» (запрещены и признанны террористами в РФ — прим) Джулани внесен в список террористов Вашингтоном, Европой и Турцией. Однако за последнее десятилетие ХТШ, ранее известная как «Фронт Нусра», пыталась смягчить свой имидж, управляя квазигосударством в Идлибе, где, по словам экспертов, она взимала налоги с коммерческой деятельности и населения.
Правительство президента Турции Тайипа Эрдогана, заключившего в 2020 году соглашение с Россией о деэскалации боевых действий на северо-западе Сирии, долгое время выступало против столь масштабного наступления боевиков, опасаясь, что оно приведет к новой волне беженцев, пересекающих границу страны.
Однако боевики почувствовали ужесточение позиции Анкары по отношению к Асаду в начале этого года, сообщили источники, после того как он отверг неоднократные предложения Эрдогана, направленные на продвижение политического решения и выход из военного тупика, в результате которого Сирия оказалась разделена между режимом и множеством вооруженных группировок, имеющих большое число иностранных сторонников.
Источник из сирийской оппозиции рассказал о том, что боевики сообщили Турции детали плана, после того как попытки Анкары наладить контакт с Асадом потерпели неудачу.
Послание гласило: «Другой путь не работает уже много лет, поэтому попробуйте наш. Вам не нужно ничего делать, просто не вмешивайтесь».
Хади аль-Бахра, глава международно признанной сирийской оппозиции за рубежом, сообщил Reuters на прошлой неделе, что ХТШ и СНА провели «ограниченное» совместное планирование перед операцией и договорились «достичь сотрудничества и не конфликтовать друг с другом». Он добавил, что турецкие военные видели, что делают и обсуждают вооруженные группировки.
Министр иностранных дел Турции Хакан Фидан, выступая в Дохе в воскресенье, сказал, что усилия Эрдогана в последние месяцы наладить контакт с Асадом не увенчались успехом и Турция «знала: что-то будет».
Однако заместитель министра иностранных дел Турции Нух Йылмаз заявил в воскресенье на конференции по ближневосточным делам в Бахрейне, что Анкара не стоит за наступлением, не давала своего согласия на такую операцию, и что она обеспокоена нестабильностью.
Министерства иностранных дел и обороны Турции не ответили напрямую на вопросы Reuters о наличии взаимопонимания между ХТШ и Анкарой по поводу операции в Алеппо. Отвечая на вопросы о том, насколько Турция была осведомлена о подготовке к боевым действиям, турецкий чиновник заявил Reuters, что ХТШ «не получает от нас приказов или указаний (и) не координирует свои операции с нами».
Он сказал, что «в этом смысле» было бы неправильно говорить о том, что операция в Алеппо была проведена с одобрения или «зеленого света» Турции. Турецкая разведка MIT не сразу ответила на просьбу о комментарии.
Reuters не удалось связаться с представителем ХТШ.
Боевики нанесли удар в тот момент, когда Асад был наиболее уязвим.
Отвлеченные вооруженными конфликтами в других странах, его военные союзники — Россия, Иран и ливанская (проиранская) «Хезболла» — не могли в текущих условиях мобилизовать ту решающую огневую мощь, которая поддерживала режим на протяжении многих лет.
Слабые вооруженные силы Сирии оказались не в состоянии оказать сопротивление натиску боевиков. Источник из режима сообщил Reuters, что танки и самолеты остались без топлива из-за коррупции и мародерства — иллюстрация того, насколько сирийское государство превратилось в пустышку.
За последние два года моральный дух в армии был сильно подорван, сказал источник, который попросил об анонимности.
Арон Лунд, научный сотрудник Century International, аналитического центра, специализирующегося на Ближнем Востоке, сказал, что коалиция боевиков под руководством ХТШ была сильнее и и действовала более слаженно, чем любая другая вооруженная антиасадовская группировка во время войны, «и во многом это заслуга Абу Мухаммеда аль-Голани». Но, по его словам, решающим фактором стала слабость режима.
«После потери Алеппо силы режима так и не смогли оправиться, и чем дальше продвигались боевики, тем слабее становилась армия Асада», — сказал он.
Темпы продвижения повстанцев оказались таковы, что Хама была захвачена 5 декабря, а Хомс пал в воскресенье, в то же время, когда правительственные войска потеряли Дамаск. Эти темпы наступления превзошли все ожидания.
«Было окно возможностей, но никто не ожидал, что режим рухнет так быстро. Все ожидали какой-то борьбы», — сказал Бассам аль-Куватли, президент Сирийской либеральной партии, небольшой оппозиционной группы, которая находится за пределами Сирии.
Один из американских чиновников на условиях анонимности заявил, что хотя Вашингтону было известно об общей поддержке Турцией боевиков, он не был проинформирован о молчаливом одобрении Турцией наступления на Алеппо.
Совет национальной безопасности Белого дома не сразу ответил на просьбу прокомментировать роль Турции.
Президент Израиля Биньямин Нетаньяху в воскресенье отметил роль своей страны в ослаблении «Хезболлы», которая, как сообщили источники Reuters, в субботу вывела свои оставшиеся войска из Сирии.
ОТСТУПЛЕНИЕ В ГАЗЕ
Источники, знакомые с дислокацией «Хезболлы», сообщили, что эта поддерживаемая Ираном группировка, которая в начале войны помогала Асаду, за последний год уже вывела многих своих элитных бойцов из Сирии, чтобы поддержать свои подразделения в ходе военных действий с Израилем, т.е., в ходе конфликта, который стал продолжением войны в Газе.
Израиль нанес «Хезболле» тяжелые удары, особенно после того, как в сентябре начал наступление, в результате которого погибли лидер группировки Хасан Насралла и многие ее командиры и бойцы.
Наступление боевиков в Сирии началось в тот же день, когда 27 ноября вступило в силу перемирие в ливанском конфликте. По словам источников, знакомых с «Хезболлой», она не хотела ввязываться в крупные сражения в Сирии, поскольку группировка сосредоточилась на том, чтобы начать долгий путь восстановления после тяжелых израильских ударов.
Падение Асада знаменует собой новый серьезный удар по иранскому влиянию на Ближнем Востоке, который был нанесен так быстро после убийства Насраллы — генерального секретаря «Хезболлы».