Ближний Восток охвачен тремя конфликтами, связанными между собой

С 7 октября большинство средств массовой информации склонны рассматривать войну в Газе как центральную арену, а два других фронта - как вспомогательные. Эту точку зрения необходимо пересмотреть.

В настоящее время на Ближнем Востоке разворачиваются три взаимосвязанных конфликта. Это война Израиля против ХАМАС в Газе, менее интенсивная борьба между Израилем и «Хезболлой» на ливано-израильской границе и морская кампания хуситов, направленная против международного судоходства в районе Красного моря/Аденского залива.

С 7 октября большинство СМИ склонны рассматривать войну в Газе как центральную арену, а два других фронта - как вспомогательные.

Эта точка зрения является ошибочной и должна быть пересмотрена. Все три фронта являются частью более крупной региональной динамики. И все три фронта в настоящее время находятся в точке перелома или приближаются к ней.

Мы сосредоточили наши усилия на юге, но «Хезболла» продолжает действовать агрессивно», - сказал подполковник Джонатан Конрикус, выступая перед журналистами в кибуце Рош Ханикра в начале этой недели. - В случае необходимости мы можем сделать то же самое против «Хезболлы», что мы делаем против ХАМАС. Мы эвакуировали гражданское население из зоны непосредственной опасности и занимаем оборонительную позицию, поскольку сосредоточены на наших операциях в Газе».

В настоящее время к северу и югу от границы Израиля с Ливаном идет конфликт низкой или средней интенсивности, с ежедневными перестрелками, постоянными тревогами, гибелью людей с обеих сторон. Израиль явно имеет тактическое преимущество, и это отражается в цифрах потерь. По данным AFP, на данный момент погибло чуть более 100 боевиков «Хезболлы», а также 17 мирных жителей Ливана и один солдат ливанских вооруженных сил. С израильской стороны погибли семь солдат и четыре мирных жителя, как сообщает Reuters.

Настроение израильских военнослужащих, дислоцированных на севере страны, кажется приподнятым и решительным.

«Мы учимся каждый день, - говорит Лидор, командир роты, мобилизованной с 8 октября.-Я служил в бригаде «Кфир» в регулярной армии, поэтому многое мы видим впервые. Но мы учимся каждый день - и мы готовы ко всему».

Около 86 000 израильтян на севере страны покинули свои дома в результате действий «Хезболлы», поддерживающей ХАМАС, воюющий на юге. Нет никаких признаков того, что они будут готовы вернуться, пока не закончится развертывание подразделений «Хезболлы» вдоль границы.

Что касается того, как это может быть достигнуто, то появились сообщения о дипломатических усилиях под руководством США, направленных на то, чтобы отодвинуть силы «Хезболлы» от границы. Перспективы таких усилий представляются плохими. Неясно, какие стимулы могут предложить США, чтобы заставить «Хезболлу» действовать вопреки ее основным взглядам и целям. Но, судя по сообщениям, США по-прежнему выступают против любых односторонних военных действий Израиля, направленных на то, чтобы вытеснить поддерживаемых Ираном шиитских исламистов из приграничной зоны. Дальнейшее сохранение эффективной «зоны безопасности» на израильской стороне границы для Израиля неприемлемо. (Оно неприемлемо для сионистского режима по той причине, что он не понимает, что делать со 100 тыс перемешенных лиц - израильских граждан. Они и их близкие оказывают давление на правительство Израиля. Поскольку в этой стране существует партийно-парламентская система, позволяющая обществу осуществлять регулярные ротации правящих элит на выборах, эта ситуация ставит под угрозу правительство Беньямина Нетаньяху, чья популярность сегодня серьезно упала - Прим.)

В условиях, когда основания для дипломатии неясны, а военные действия явно противоречат желаниям США, ситуация остается заблокированной. До тех пор, пока она не будет разрешена, нынешняя реальность представляет собой выигрыш в достижении цели регионального блока во главе с Ираном. Его целью является медленное уничтожения шансов израильтян на нормальную жизнь. (Джонатан Спайер односторонне понимает намерения Ирана. Иранский режим действительно хотел бы сделать это, но его главной целью является не ликвидация сионистского режима, а расширение иранского влияния на Ближнем Востоке. Поэтому, иранская верхушка не станет рисковать продолжать военные операции своих прокси против Израиля в случае, если будет думать, что продолжение войны обернется мощными ударами ВВС США и Израиля по центрам принятия решений в Тегеране и иранской ядерной программе - прим.)

Газа

Цель Израиля в войне в Газе - уничтожение местной политической власти под руководством ХАМАС - организации, которая правит в этом районе с 2007 года и которая осуществила массовое убийство 7 октября. С тактической точки зрения Израиль снова показал хорошие результаты. ЦАХАЛ (АОИ, Армия обороны Израиля) методично и эффективно продвигается на севере Газы, где сопротивление ХАМАС сейчас носит лишь спорадический характер. Осталось провести операции на юге сектора, чтобы сделать достижение заявленной Израилем цели возможным.

Но стратегическая картина опять же не столь обнадеживающая для Израиля. В отношении операции Израиля в Газе на протяжении всего времени действуют три противоречащих друг другу графика. К ним относятся:

1. Военный график - то есть время, которое необходимо Израилю для проведения операции до момента, когда власть ХАМАС будет уничтожена и начнутся усилия по созданию преемника власти, благодаря которому Израиль сохранит свою безопасность в Газе.

2. Дипломатический график - то есть количество времени, которое есть в распоряжении Израиля до того момента, когда международное давление начнет требовать от него свернуть операции. Позиция США, которые исторически защищали Израиль в течение ограниченного периода времени от давления такого рода, прежде чем присоединиться к указанному давлению, является здесь решающей переменной.

3. График освобождения заложников - то есть продолжающиеся усилия по освобождению израильских заложников, захваченных 7 октября.

Эти сроки противоречат друг другу, потому что внимание к заложникам замедляет военные действия, в то время как до начала дипломатического давления, направленного на их прекращение, существует лишь ограниченное окно возможностей для проведения израильских военных операций. Очевидно, что ХАМАС намерен использовать проблему заложников, чтобы тянуть время до того момента, пока Израиль не окажется вынужден прервать военные действия под дипломатическим давлением. Естественно, ХАМАСу важно остановить Израиль до того, как военные цели израильтян будут достигнуты. Израиль заинтересован в том, чтобы этого не произошло.

На данный момент, судя по всему, давление США и Запада на Израиль с целью заставить его прекратить высокоинтенсивную маневренную фазу войны к началу января, создать буферную зону и продолжить рейды и точечные операции в Газе усиливается. Если Израиль согласится на это, становится вероятным, что ХАМАС вновь станет де-факто властью в значительной части сектора Газа.

Это будет обоснованно воспринято ХАМАСом и его сторонниками как победа и мотивирует его для дальнейших атак.

Третий фронт конфликта, который открылся в результате 7 октября, - это морское противостояние, происходящее в районе Баб-эль-Мандебского пролива, Аденского залива и Красного моря. С точки зрения потенциальных глобальных последствий здесь, возможно, самый важный фронт из всех.

На данный момент хуситы, контролирующие север Йемена, ведут кампанию нападений на международные морские суда. Объектами нападений стали более десятка судов. Через Баб-эль-Мандебский пролив проходит шесть миллионов баррелей нефти в день (9% морской торговли нефтью - прим). Около 12 % всей мировой торговли проходит здесь транзитом по пути к Суэцкому каналу.

В результате терроризирования хуситами судов, проходящих через пролив на пути к каналу, ряд крупных судоходных компаний, включая MSC, Hapag-Loyd, CMA CGM и Maersk, объявили о приостановке прохода в Красное море из-за угрозы. Энергетический гигант BP на этой неделе сообщил об аналогичной приостановке. Затраты компаний на доставку грузов в Европу через мыс Доброй Надежды вместо Суэцкого канала окажут серьезное воздействие на глобальную экономику. С момента начала атак цены на нефть уже выросли на 2,12 доллара до 78,67 доллара за баррель.

На этой неделе США объявили о создании военно-морской коалиции из 10 стран для защиты судоходства в Красном море от нападений хуситов. Последние сообщили, что их атаки будут продолжаться. Мохаммед аль-Бухаити - высокопоставленный представитель хуситов. Его процитировал телеканал Al Jazeera, в интервью которому Бухаити сказав, что «даже если Америке удастся мобилизовать весь мир, наши военные операции не прекратятся... каких бы жертв это нам ни стоило».

О масштабах и характере операций, которые новая коалиция предпримет для обеспечения защиты судоходства в этом районе, пока ничего не известно.

Все три фронта конфликта на Ближнем Востоке, связаны с целым рядом общих факторов. Все они основаны на поддержке движений политического ислама Исламской Республикой Иран в рамках ее стремления к региональному господству.

В настоящее время все три конфликта находятся на переломном этапе, когда будет решаться, предпримут ли противники иранской/исламистской стороны необходимые и решительные действия, чтобы дать отпор своему врагу, или же позволят ему в одностороннем порядке изменить стратегический баланс на Ближнем Востоке.

Таким образом, исход всех трех сражений зависит от воли, которой обладает антииранская и антиисламистская сторона. От результатов борьбы на всех трех фронтах может зависеть многое в будущем Израиля и Ближнего Востока.