Благотворительность и преданность: управление бедностью в Турции

Одной из «хороших новостей», озвученных Эрдоганом в его заявлении после заседания кабинета министров в понедельник, стало решение о продлении Программы поддержки семьи в Турции.

Соответственно, программа, которая осуществлялась с мая 2022 года по июнь 2023 года и охватывает миллионы людей, будет продолжена в этом году.

Что же представляет собой эта программа и на что она направлена?

В ходе обсуждения результатов выборов 14-28 мая часто задавался вопрос о том, почему низшие классы не отказались от поддержки Эрдогана, несмотря на кризис, и почему голоса ПСР (правящая Партия справедливости и развития) не растворились [среди голосов протеста].

В ходе этих дискуссий исследователь Наиль Дертли впервые обратил внимание на Программу поддержки семьи. По словам Дертли, данная программа является «исключительной» с точки зрения режима социальной помощи в Турции. Это связано с тем, что в ней были изменены классические критерии разграничения между «теми, кто заслуживает социальной помощи, и теми, кто ее не заслуживает».

Обычно при предоставлении социальной помощи инвалиды, пожилые люди и женщины относятся к категории «заслуживающих помощь бедных»; физически трудоспособные взрослые, особенно мужчины, таковыми не являются. Кроме того, для получения денежных пособий, таких как пенсии, из этой категории исключаются те, кто имеет застрахованную работу. Именно здесь делается исключение. В программе, о которой мы говорим, было изменено различие между заслуживающими и не заслуживающими получения помощи.

Дертли объясняет это следующим образом: «Интересно, что программа, которая была реализована в течение максимального периода в 12 месяцев с июня 2022 года по май 2023 года и которая предоставляет ежемесячную помощь в размере от 850 TL до 1250 TL в зависимости от дохода на душу населения в домохозяйстве, впервые включает взрослых и тех, кто работает на застрахованной работе (за исключением государственных служащих, нотариусов или мухтаров). Таким образом, была создана исключительная предвыборная программа помощи для работающих бедняков (рабочих или самозанятых) и пенсионеров, и в общей сложности 13 миллиардов TL были предоставлены 3 миллионам индивидуальных домохозяйств в 2022 году в рамках Программы поддержки семьи».

Махинур Оздемир Гёкташ, новый министр по делам семьи и социальных служб, также высоко оценил программу, в которую впервые были включены работники и которая, как объявил Эрдоган, будет расширена. Согласно заявлению министра, сделанному 16 июня, только в июне этого года малоимущим семьям в рамках программы была оказана помощь на сумму 4,5 млрд. TL, а сумма выплат, произведенных с начала действия программы, достигла 35 млрд TL, при этом программой воспользовались 3,5 млн. семей.

Хотя выплаты, составляющие от 850 до 1250 TL на человека в зависимости от дохода членов семьи, на первый взгляд могут показаться незначительной суммой, они являются чрезвычайно важным дополнительным доходом для миллионов людей, находящихся в условиях глубокой бедности.

Кроме того, к этому добавляется помощь в размере от 350 до 650 TL в зависимости от количества детей в семье и помощь на оплату потребления электроэнергии в размере от 110 до 221 TL. На сегодняшний день выплаты на 6,3 миллиона детей составили 7,7 миллиарда TL. Это называется «Компонент поддержки детей».

Однако, помощь этим не ограничивается. Дертли упоминает еще одну программу под названием «Национальная программа семейных визитов». В соответствии с ней в каждой провинции под руководством губернатора или заместителя губернатора была создана комиссия в составе директора Фонда социальной помощи и солидарности (ФСС) и провинциального директора министерства, представляющего центры социального обслуживания. Семьи посетили 4067 сотрудников Фондов социальной помощи и солидарности. Количество посещенных семей составило 3,3 миллиона, что, безусловно, является чрезвычайно значительным числом.

Наиль Дертли описывает широту и всеохватность программы следующим образом: «Поскольку за последние пять месяцев 2022 года в рамках программы правительственные чиновники посетили 3,3 миллиона домохозяйств, если предположить, что работа будет продолжаться в том же темпе, то за первые пять месяцев 2023 года они посетят еще примерно 3,3 миллиона домохозяйств. Это означает, что всего до выборов они навестят 6,6 миллиона домохозяйств. Средний размер домохозяйства в Турции составляет 3,17 человека. Однако мы знаем, что бедные домохозяйства более многолюдны.

Принимая во внимание распространенность бедности среди пожилого населения, были проведены личные интервью с 13,2 миллионами избирателей... Мы говорим о личных интервью, каждое из которых длится около получаса и создает ожидания и надежды на помощь. Учитывая, что члены ПСР имеют значительный вес в попечительских советах ФСС, и что 4067 полевых сотрудников ФСС вынуждены продолжать работать в этой структуре из-за нестабильных условий занятости, кажется, что правящая партия, ПСР, организовала свою избирательную работу среди бедных лицом к лицу, в значительной степени используя государственный персонал».

Ситуация должна быть ясна: с одной стороны, существует широко распространенная и углубляющаяся бедность. А вот с другой стороны, работают механизмы, разработанные для управления этой бедностью. Гигантская структура, состоящая из государства, партий, фондов и благотворительных сетей социальной помощи, удерживает бедность на периферии городов, кварталов и провинций, а правительство может управлять и администрировать бедность благодаря этому «комплексу благотворительности».

[В турецком языке] слова «милостыня» и «преданность» происходят от одного корня. Благодаря данному механизму благотворительности создается материальная основа для лояльности миллионов людей по отношению к партии, управляющей турецким государством. Таким образом, правительство может установить контакт лицом к лицу с миллионами людей, напрямую давать им деньги, а взамен устанавливать их политическую принадлежность, влиять на нее и вырабатывать на этой основе соглашение с ними.

Если искать причины гегемонии ПСР, то нужно искать их именно здесь. Можно увидеть, что согласие миллионов бедняков вырабатывается с помощью этих механизмов.

В статье, опубликованной в этой колонке на прошлой неделе под названием «Проценты, девальвация, фальсификации...», мы объяснили, почему капиталистический строй в Турции нуждается в постоянной девальвации, то есть обесценивании национальной валюты, и сказали, что это означает дальнейшее обнищание народа.

С решениями от 24 января и 12 сентября турецкий капитализм, шагнувший в неолиберализм, нуждается как в дешевой стоимости рабочей силы, так и в низкой стоимости национальной валюты, чтобы конкурировать на международных рынках, экспортируя производимую продукцию. Чем меньше он платит своим рабочим и чем дешевле экспортируемая им продукция, тем более конкурентоспособным он становится. По этой причине покупательная способность широких слоев населения должна постоянно снижаться, а стоимость TL (турецкой лиры) - девальвироваться. По этой причине дуэт Мехмет Шимшек/Гайе Эркан первым делом отпустил обменный курс; они позволили возросшим зарплатам растаять в долларовом выражении еще до того, как они попадут в карманы работников, чтобы эти зарплаты не успели стать дополнительным бременем для класса капиталистов.

В условиях, когда нет ни профсоюзов, ни забастовок, ни бойкотов, ни активной улицы, боссы могут требовать большей бедности более честным, более публичным способом, потому что они знают, что ответной реакции не последует.

Например, представитель Торговой палаты Стамбула Шекип Авдагич находится сегодня в прекрасном настроении. Выступая 3 июля на текстильной выставке Texworld в Париже, Авдагич сказал: «Мы считаем, что последние события положительно отразятся на текстильном секторе. Последняя 3-недельная коррекция обменного курса является уравновешивающим фактором с точки зрения восстановления ценового преимущества текстильного сектора перед странами-конкурентами... Нам нужен предсказуемый уровень обменного курса, параллельный инфляции и соответствующий рыночным реалиям. В последние недели наблюдался серьезный рост иностранной валюты. Мы можем рассматривать это как коррекционное движение для скорейшего установления баланса обменного курса».

Вопрос ясен: путь для роста капитализма в Турции лежит через сокращение благосостояния народа. Чтобы класс боссов стал богаче, народ должен стать беднее. При этом, задача обеспечения выживания капиталистического строя ложится на правительство через установленные механизмы благотворительности, и именно здесь в основном вырабатывается лояльность к существующему строю.

Фактом является то, что, не осознав всего этого, не разработав стратегию вмешательства, не наладив связь и механизмы коммуникации с обнищавшими миллионами, нет смысла заниматься политикой в Турции. Все, что будет сделано во имя политики, с самого начала окажется напрасным, если не будет понимания того, как все устроено.