«Безнаказанность» для боевиков ИГИЛ

Обвинительное заключение прокуратуры показало, что Турция является базой организации ИГИЛ* в Афганистане, но также привлекает внимание безнаказанность членов ИГИЛ.

Максимальный срок тюремного заключения по их делам составляет семь лет, в то время как большинство членов ИГИЛ освобождаются, находясь под судебным контролем.

Обвинительное заключение, подготовленное Главной прокуратурой Стамбула, документально подтвердило, что Турция является эпицентром афганской структуры ИГИЛ.

Несмотря на операции, проводимые ИГИЛ, на повестке дня встал вопрос о том, как были организованы боевики и как проходили судебные процессы над ними. Более тысячи боевиков нелегально пересекли сирийскую границу и перебрались в Турцию, особенно часто это стало происходить после территориальных потерь ИГИЛ в Ираке и Сирии. Большинство боевиков ИГИЛ живут в Турции с поддельными документами, подготовленными организацией.

Некоторые из боевиков получили международную защиту от Управления по делам миграции по поддельным удостоверениям личности. Некоторые из них живут в Турции нелегально при поддержке местных членов ИГИЛ.

Большинство задержанных иностранных боевиков этой террористической организации депортируются после недолгого содержания под стражей или короткого тюремного заключения. Те, кого депортируют, вновь въезжают в Турцию по поддельным паспортам, выданным организацией.

ПРОКУРОР: «НЕ РАССМАТРИВАЕТСЯ КАК ОСНОВНАЯ УГРОЗА»

По мнению судей и прокуроров, нельзя говорить о борьбе с терроризмом, скоординированной между разведкой, жандармерией и полицией, особенно в период, предшествовавший всеобщим выборам 14 мая 2023 года. Из-за отсутствия координации подразделения безопасности не хотят принимать меры, если не поступает жалоб и заявлений. Один из прокуроров сказал Арти Герчеку: «Было бы справедливо сказать, что государственные органы и правительство не рассматривают радикальные организации как основную угрозу».

ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СОВЕРШЕННЫЕ ЧЛЕНАМИ ИГИЛ В РАЗНЫХ СТРАНАХ, НЕ ПРИНИМАЮТСЯ ВО ВНИМАНИЕ В ТУРЦИИ

По словам представителей судебной системы, при рассмотрении дела члена ИГИЛ не учитывается, является ли он или она лидером организации или нет. Кроме того, не принимаются во внимание преступления, совершенные ими в Сирии, Ираке, Центральной Азии и Афганистане. Если член ИГИЛ совершил такие противоправные деяния как членство в террористической организации и связанные с ним преступления в Турции, его судят в соответствии с составом этого преступления.

В частности, обвиняемые, которых судят за такие преступления, как членство и руководство вооруженной террористической организацией ИГИЛ, обычно приговариваются к шести годам, максимум к семи годам, если на них не распространяется действие закона об эффективном раскаянии. Однако с точки зрения закона об исполнении приговора, если член ИГИЛ отбывает три года наказания, он может быть освобожден по возражению своего адвоката за «длительное содержание под стражей». Хотя некоторые иностранные обвиняемые освобождаются с условиями судебного контроля и запретом на выезд из страны из-за «отсутствия доказательств», большинство из них отправляются в центры выдворения для депортации.

«ОРГАНИЗАЦИЯ УДЕЛЯЕТ ПРИОРИТЕТНОЕ ВНИМАНИЕ СВОЕЙ СТРУКТУРЕ В АФГАНИСТАНЕ»

По словам Онура Гюлера, юриста, участвующего в национальных и международных исследовательских проектах по ИГИЛ, после потери территорий в Ираке и Сирии ИГИЛ сосредоточилась на своей структуре в «Хорасане» (Афганистан-Иран-Пакистан). Помимо Индии, ИГИЛ продолжает действовать в регионе между Буркина-Фасо, Мали и Нигером, а также в Нигерии, Чаде и Камеруне в Западной Африке. По словам Гюлера, хорасанский филиал организации ведет борьбу с талибами в Афганистане, пытается захватить эту страну, и является одним из самых смертоносных филиалов организации.

ТУРЦИЯ — СТРАНА СБОРА И ТРАНЗИТА

Онур Гюлер утверждает, что, согласно полученным им материалам дела, многие таджикские, узбекские, азербайджанские, киргизские и российские подозреваемые в причастности к ИГИЛ находятся в Турции, чтобы присоединиться к организации «Хорасан», и что в своих заявлениях они утверждают, что Турция является «страной сбора и транзита». Онур Гюлер отмечает, что таджикские, узбекские, казахские, азербайджанские, кыргызские и российские боевики находятся под следствием в связи с организацией ИГИЛ «Хорасан». В материалах дел, которые они получили после задержаний и операций значится:

«В контексте Сирии и Ирака мобильная структура организации переместилась в Африку (Сахил Вилайят) и регион Хорасан. В этом контексте сторонники организации в Турции и иностранные группы такфиристско-салафитского центральноазиатского происхождения также будут исследоваться через структуру Хорасана в контексте борьбы с терроризмом и новыми филиалами и структуризациями ИГИЛ».

«ИГИЛ СНОВА НА ПОДЪЕМЕ, И МЫ ДОЛЖНЫ СМИРИТЬСЯ С ЭТОЙ РЕАЛЬНОСТЬЮ»

Адвокат Онур Гюлер говорит: «Конечно, мы и раньше сталкивались с ИГИЛ, но теперь нам придется столкнуться с большим количеством дел из-за того, что афганская структура значительно укрепилась, вербует людей из Турции и использует Турцию в качестве транзитного маршрута», и предупреждает:

«Мы должны сказать, что сейчас мы сталкиваемся с новой и усиливающейся риторикой ИГИЛ, и что Турции необходимо противостоять этой новой и мощной организации в своих превентивных разведывательных и контртеррористических усилиях».

*- террористическая организация, запрещенная в России