Багдад готовится к акции протеста «Тишрин» на фоне политического тупика

Движение «Тишрин», поддерживаемое садристами - сторонниками шиитского клирика Муктады Садра - планирует провести завтра в Багдаде марш в годовщину масштабных протестов 2019 года.

Иракские силы безопасности усиленно работают в Зеленой зоне Багдада, готовясь к новой волне протестов, которые начнутся завтра, в годовщину Тишрина.
Это движение началось 1 октября 2019 года с требованием проведения политических реформ, отставки премьер-министра и прекращения иностранного вмешательства в дела Ирака. Широкие протесты в большинстве южных городов, в результате которых погибло более 600 человек и тысячи получили ранения, привели к отставке бывшего премьер-министра Аделя Абдул Махди.
Иракские активисты призывают к проведению завтра общенациональных акций протеста, чтобы вновь поднять требования Движения Тишрин о реформе политической системы. (В действительности движение Тишрин выдвигало, прежде всего, социально-экономические требования; его участники, иракская беднота, студенты, рабочие и другие общественные слои требовали предоставления работы, бесплатной медицины, электричества, чистой воды и других базисных услуг. Большинство иракцев, около 60%, не верят никому из действующих политиков и не принимают участия в выборах — прим.).
Последователи популярного шиитского священнослужителя Муктады Садра также призывают присоединиться к завтрашним протестам. Вооруженное ополчение садристов "Сарайя ас-Салам" (Бригада Мира) готовится защитить протестующих в нескольких районах Багдада от Сил народной мобилизации (СНМ - проиранские вооруженные ополченцы, связанные с политическими противниками Садра - прим.).
28-29 августа в Зеленой зоне произошли столкновения СНМ с садристами, в результате которых погибло около 70 человек и сотни получили ранения.
После выборов в октябре 2021 года шиитские политические силы разделились на две основные группы: садристов и Координационный механизм (КМ), состоящий в основном из шиитского политического крыла СНМ и других проиранских группировок.
Садристы получили 74 места на выборах, став крупнейшим блоком. Однако они не смогли сформировать правительство в союзе с суннитской партией «Таккаддум» во главе со спикером парламента Мухаммадом Халбуси и Демократической партией Курдистана во главе с Масудом Барзани.
В конце концов Садр вышел из парламента, открыв возможность для Координационного механизма сформировать правительство с суннитами и курдами, бывшими союзниками Садра.
Новый альянс смог провести заседание парламента два дня назад, после двухмесячной задержки из-за протестов садристов. На этой сессии новый альянс вновь проголосовал за Халбуси в качестве спикера и избрал Мухаммада Мандалави, независимого депутата, связанного с Координационным механизмом, первым заместителем спикера. Последователи садристов протестовали, но им не удалось остановить процесс.
Следующий шаг - избрание президента и премьер-министра. Координационный механизм выдвинул на пост премьер-министра Мухаммада Шиа Судани, но садристы решительно отвергают Судани.
В телевизионном интервью Халбуси поддержал Судани, что свидетельствует о том, что Халбуси полностью перешел в новый альянс с Координационным механизмом. Халбуси также подтвердил, что отношения с ДПК очень хорошие, что означает, что ДПК также присоединилась к новому альянсу.
Издание Al-Monitor узнало, что Координационный механизм с его новыми союзниками - ДПК и суннитами во главе с Халбуси - уже ведет переговоры о формировании нового правительства и достиг прогресса в этом деле. Новый альянс также предложил включить в него садристов.
Кайс Хазали, глава Асаиб Ахль аль-Хак, политической и военной группировки, входящей в Координационный механизм, сказал в интервью в конце прошлой недели, что они готовы разделить с садристами половину шиитских позиций в новом правительстве.
Садр пока не согласился. Он настаивает на проведении досрочных выборов вместо формирования нового правительства.
Подготовка к завтрашним протестам показывает, что между двумя группами нет согласия.
Между тем, премьер-министр Мустафа Кадими призвал к третьему раунду национального диалога между иракскими политическими партиями, включая садристов, чтобы обсудить пути выхода из политического тупика на основе консенсусного соглашения.