Австралийский историк Джон Талли: Турция – тюрьма народов

«Я говорю «тюрьма народов», потому что Турецкая Республика унаследовала идеологию геноцида младотурецких правителей умирающей Османской империи», – сказал австралийский историк, писатель и профессор университета в отставке Джон Талли.

На вебинаре 16 апреля, организованном курдскими группами солидарности и курдской общиной, австралийский историк, писатель и профессор университета Джон Талли назвал сегодняшнюю Турцию «тюрьмой народов».

Джон Талли сказал: «С момента своего основания в 1923 году Турецкая Республика была тюрьмой народов. Абдулла Оджалан, заключенный в тюрьму лидер Рабочей партии Курдистана (РПК), является живым символом сопротивления угнетению курдского народа этим государством. Чтобы добиться какого-либо прогресса на пути к прочному и справедливому миру в Турции, он должен быть освобожден из тюрьмы, чтобы возглавить переговоры.

Я говорю «тюрьма народов», потому что Турецкая Республика унаследовала идеологию геноцида младотурецких правителей умирающей Османской империи.

После 1915 года младотурки приступили к физическому уничтожению армян и других христианских народов в Анатолии и европейской Турции. Ранее власти провели масштабное переселение, направленное на ограничение нетурок пятью процентами населения городов Анатолии. Я должен добавить, что в Турции до сих пор считается преступлением привлекать внимание к геноциду, унесшему жизни до полутора миллионов армян, возможно, полумиллиона ассирийцев и сотен тысяч греков.

Одним из первых актов новой Турецкой Республики при Мустафе Кемале был запрет курдского языка. Это было частью грандиозного плана насильственной ассимиляции курдов с использованием методов, разработанных в ходе геноцидов ассирийцев и армян, которые уже прошли. Целью было создание «этнически чистого» турецкого государства. С 1930-х годов турецкие правители настаивали на том, что курдов не существует, что они «горные турки».

Но курды не турки. Они упрямо, гордо привязаны к своим обычаям, к своей земле, к своему языку».

Профессор Талли добавил, что последующие поколения сопротивлялись этому угнетению.

«С 2012 года Демократическая партия народов (ДПН) использовала то, что начиналось как сравнительно либеральный период, чтобы достичь курдских интересов и обратиться к турецкому населению. Увы, после неудавшегося переворота в 2016 году турецкое правительство захлопнуло это окно.

В 2015 году оно в одностороннем порядке прервало мирные переговоры с РПК и возобновило войну в восточной Анатолии. По мнению турецкого правительства, РПК является террористической организацией, и они убедили несколько западных правительств, включая Австралию, что это так.

Однако мы должны настаивать на том, что РПК не является террористической, что это на самом деле национально-освободительная организация и последняя итерация традиции курдского вооруженного сопротивления, которая началась после создания турецкого государства».

Профессор Талли объяснил, что в настоящее время Австралия причисляет к террористическим 25 организаций.

«Двадцать четыре из них полностью заслуживают быть в этом списке. Все они являются жестокими исламистскими группировками, которые без разбора нападают на гражданских лиц, включая ИГИЛ, «Джемаа Исламия», «Боко Харам» и «Аль-Каиду».

Мы должны отметить, что курды Рожавы на севере Сирии – при поддержке РПК – пролили свою кровь, чтобы уничтожить ИГИЛ, самую весомую из этих варварских группировок».

РПК, сказал профессор Талли, не должна быть в списке террористов: «Она не представляет абсолютно никакой угрозы для жизни и благополучия граждан стран, которые его запретили, включая Австралию. Она был занесена в этот список в 2005 году, более чем через два десятилетия после того, как РПК начала вооруженную борьбу в Турции. Неудивительно, что она была включена в список сразу после того, как тогдашний премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган совершил официальный визит в Австралию».

Он добавил, что этот список стал источником большой душевной боли для австралийских курдов. Это усугубило распространенное заблуждение о курдах как о преступном, жестоком народе. В августе 2010 года это привело к полицейским рейдам на курдские дома и общественные центры в Перте, Мельбурне и Сиднее. Во время рейдов ничего не нашли. Это был однозначный пример истеричных перегибов со стороны полиции и политиков. Наша курдская община законопослушна и трудолюбива, она твердо привержена демократии.

РПК должна быть исключена из списка «террористических групп»,  утверждает профессор Талли, указывая на решение Бельгийского кассационного суда о том, что РПК не может быть классифицирована как террористическая организация, поскольку она является стороной в немеждународном вооруженном конфликте или гражданской войне, где допускается применение законной военной силы.

«Независимо от лицемерия мировых правительств, люди – включая курдов – имеют право противостоять угнетению при помощи силы оружия. РПК в этом отношении сродни Африканскому национальному конгрессу и Народной организации Юго-Западной Африки, которые вели вооруженную борьбу против южноафриканского режима апартеида.

Давайте не будем забывать, что апартеид когда-то казался неприступной крепостью, преграждающей путь к свободе и демократии. Многие лидеры АНК находились в изгнании или в тюрьме. Одним из них был Нельсон Мандела, почитаемый лидер миллионов угнетенных чернокожих и цветных южноафриканцев, который был заперт на 18 лет в тюрьме Роббен-Айленд.

Здесь есть отчетливая параллель между Манделой и Абдуллой Оджаланом, лидером миллионов курдов, который заперт в течение 22 лет на острове Имралы в Мраморном море.

Тысячи курдских политзаключенных, в том числе Лейла Гювен, заключенная в тюрьму бывшая сопредседатель ДПН, устроили длительные голодовки в знак протеста против заключения Оджалана и требования возобновления мирных переговоров с РПК.

Турецкое правительство не может обоснованно настаивать на том, что оно не ведет переговоров с «террористами», потому что ранее оно вело переговоры с РПК в 2013-2015 годах, и РПК неоднократно призывала к одностороннему прекращению огня.

«Как и в прошлом, мир отвернулся, но у нас есть основания для скромного оптимизма. Одной из причин этого стала напряженная вооруженная борьба курдов Рожавы, которые сначала сняли осаду Кобани в январе 2015 года, а затем разгромили варваров ДАИШ из так называемого Исламского государства.

Мы должны отметить, что в то время как мужчины и женщины – бойцы НСС и ЖОС борются за свои дома и семьи, они также руководствуются идеями Абдуллы Оджалана, которые подчеркивают гендерное равенство. И это в регионе, который традиционно был оплотом репрессивного патриархата.

Мы здесь, в Австралии, можем извлечь уроки из этой борьбы».