Байден хочет сосредоточиться на Китае. Но и конфликт между израильтянами и палестинцами стал вопросом внешней политики, который наиболее резко разделяет демократов.
Эти внутрипартийные разногласия становятся все более заметны по мере усиления насилия в регионе, когда ХАМАС обрушивает ракеты на Израиль, израильские войска бомбардируют сектор Газа, а общественные беспорядки распространяются на израильские города. С момента начала боевых действий 10 мая погибло около 130 человек, в основном палестинцев. Усилившееся прогрессистское крыло демократов не терпит традиционной поддержки Израиля со стороны партии. Оно отвергает позиции, которые долгое время занимал Байден.
В среду Белый дом опубликовал заявление, в котором резюмировал разговор между Джо Байденом и премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху. В соответствии с шаблонными заявлениями предыдущих администраций обеих стран, в этом документе подчеркивалось «законное право Израиля на самооборону». Но на сей раз вспыхнули прогрессисты.
Ильхан Омар, конгрессвумен – демократ из Миннесоты, подсчитала число убитых палестинских детей – до этого момента – 13, и высмеяла заявления Байдена о том, что он ставит права человека в центр своей внешней политики. «Вы не ставите во главу угла права человека, – написала она в своем твиттере. – Вы встаете на сторону угнетателей и оккупации». Другая прогрессистская конгрессвумен, Александрия Окасио-Кортес, повторила это обвинение и написала, что такие заявления [как заявления Байдена] «дегуманизируют палестинцев». В предыдущие дни Омар вышла в Твиттер, чтобы обвинить Израиль в «терроризме» и «этнической чистке» – язык, который был бы удивительным, если бы он исходил от избранного демократа всего несколько лет назад.
Боевые действия обострили призывы некоторых демократов поставить условия в отношении помощи, которую Америка оказывает Израилю. «Почему американские налоговые доллары используются для подпитки репрессий, насилия и преследований палестинцев?» – спросила Бетти Макколлум, спонсор законопроекта Палаты представителей об ограничении такой помощи, в интервью прогрессистскому журналу «Еврейские течения». В этом году Америка предоставляет Израилю помощь в размере 3,9 миллиарда долларов, почти все – военная помощь; Израиль является крупнейшим совокупным получателем американской помощи в размере 146 миллиардов долларов со времен второй мировой войны.
Байден не проявил никакого интереса к применению такого рода давления на Израиль. Во время своей президентской кампании он назвал «странной» идею поставить какие-либо условия для оказания помощи Израилю – идею, предложенную прогрессистским кандидатом Берни Сандерсом. Байден также, как сообщается, вмешался во время кампании, чтобы помешать Сандерсу и его союзникам включить слово «оккупация» в ту часть платформы Демократической партии, которая касалась политики на Ближнем Востоке. В то время как левые толкали в одну сторону, Байден, как и сегодня, также находился под давлением правых. Его оппонент, президент Дональд Трамп, резко изменил американскую политику в отношении Израиля и зашел так далеко, что обвинил американских евреев, которые поддерживают демократов, как это делает подавляющее их большинство, «либо в полном отсутствии знаний, либо в большой нелояльности».
Взгляды президента Байдена на ближневосточный конфликт полностью соответствуют тому, что до Трампа было двухпартийным консенсусом истеблишмента в Америке в течение десятилетий. Байден поддерживает решение о двух государствах, и он пытается в качестве президента вернуть Америку к ее традиционному стремлению служить честным посредником между антагонистами. Он восстановил помощь палестинцам, которую ликвидировал Трамп. Его помощники сейчас осторожно призывают обе стороны к деэскалации.
Тем не менее, Байден не очень старался. Президент Барак Обама назначил специального посланника по вопросам мира на Ближнем Востоке на свой второй полный рабочий день. Байден назначил несколько специальных посланников, но ни одного с этой целью. Он еще не назначил посла в Израиле. Он также не выполнил предвыборного обещания восстановить американское консульство в Иерусалиме, которое исторически функционировало как теневое посольство для палестинцев. По приказу Трампа это консульство было поглощено посольством.
Отсутствие срочности у Байдена в отношении Ближнего Востока отражает его внешнеполитические приоритеты, а также реальность: ни одна из сторон израильско-палестинского конфликта не в состоянии вести переговоры. После четырех безрезультатных выборов за два года израильтяне изо всех сил пытаются сформировать правительство, в то время как палестинцы, разделенные на фракции, плывут по течению. Но смещение акцентов в его политике на Азию также позволяло Байдену до сих пор избегать усиления внутрипартийной напряженности, когда ему требовалось единство Демократической партии для достижения своих собственных приоритетов.
«Самая большая область разногласий в демократической внешней политике, без сомнения, – это Израиль», – сказал Мэтт Беннетт, исполнительный вице-президент Third Way, центристского аналитического центра.
Многие факторы влияют на оценку Израиля прогрессистами. Холокост исчезает из живой памяти, и подрастающее поколение демократов знает Израиль не как хрупкую, изолированную нацию, а как выдающуюся державу региона, единственную, обладающую ядерным оружием. Несмотря на уход израильских поселенцев из Газы, неуклонное расширение израильских поселений на Западном берегу реки Иордан сделало Израиль для них колониальным государством; его отказ в правах палестинцам вызвал сравнение с апартеидом из таких заслуживающих доверия источников, как Human Rights Watch. Вопросы расовой несправедливости, которые доминируют во внутриполитических дебатах Америки, по-видимому, имеют параллель в обращении Израиля с палестинцами и его собственными арабскими гражданами. Прогрессисты также наблюдали, как Нетаньяху отождествлял интересы Израиля с интересами Республиканской партии, сначала ища поддержки республиканцев в попытке заблокировать ядерную сделку Обамы с Ираном, а затем обнимая Дональда Трампа.
Сама продолжительность оккупации является ключевым фактором, уверена Джоди Рудорен, редактор Forward, давнего еврейского издания и бывший руководитель бюро New York Times в Иерусалиме. «Становится все труднее и труднее занимать позицию, которая является произраильской, и, одновременно, выступающей за права человека и за решение в духе двух государств, когда уже более 50 лет существует тупик», – говорит она.
В то же время поляризация американских СМИ и мощь социальных платформ облегчили продвижение только одной версии запутанной истории. «Левые говорят только о проблеме прав человека, а правые говорят только о безопасности Израиля, – сказала Рудорен. – Мне кажется ужасно тревожным, что избранные должностные лица и активисты все чаще игнорируют одну сторону и невероятную сложность этого конфликта».
Тем не менее, помимо своего союзника в Белом доме, Израиль сохраняет сильную двухпартийную поддержку в Конгрессе. В прошлом месяце подавляющее большинство членов Палаты представителей подписали письмо руководителям Комитета по ассигнованиям Палаты представителей, призывая их не допускать выдвижения каких-либо условий в отношении помощи Израилю. Однако это может быть запаздывающим показателем в рамках современной политической реальности. Опрос Гэллапа в марте показал, что, хотя 75% американцев благосклонно относятся к Израилю, симпатии к палестинцам растут. Большинство демократов – 53%, что на десять пунктов больше, чем в 2018 году, – высказались за то, чтобы оказать большее давление на Израиль, чем на палестинцев, для урегулирования конфликта. Если продолжится эскалация ближневосточного конфликта, то же самое произойдет и с конфликтом внутри Демократической партии.