Амбициозный проект Турции

Стремясь стать крупной морской державой в регионе, Турция планирует превратить десантно-штурмовой корабль в авианосец, несущий на борту беспилотники – проект, который ставит перед турецким флотом новые оперативные и технические проблемы.

Исключение Соединенными Штатами Турции из программы производства и приобретения совместных ударных истребителей F-35 в связи с покупкой Турцией российских систем ПВО С-400 в прошлом году стало ударом не только для ВВС Турции, но и для ее военно-морского флота, который надеялся получить вариант F-35B с коротким взлетом и вертикальной посадкой для строящегося в настоящее время десантного корабля «Анадолу». Теперь Турция надеется превратить корабль в носитель атакующих беспилотных летательных аппаратов – амбициозный проект, который не свободен от технических и эксплуатационных проблем.

«Анадолу», который, как ожидается, будет полностью введен в эксплуатацию к 2023 году, был запущен в качестве проекта десантно-штурмового корабля, что отражает растущую уверенность Турции в Средиземном, Эгейском и Черном морях, граничащих с этой страной. Корабль был оснащен полностью оборудованной полетной палубой, включая модификацию конструкции для прыжков с трамплина, подходящую для самолетов F-35B, предназначенных для работы с суровых взлетно-посадочных полос – для воздушных судов с возможностью короткого взлета и вертикальной посадки. Но, потеряв самолет, Турция начала испытания, чтобы проверить, достаточно ли прочен док-корабль, чтобы его можно было превратить в носитель для боевых беспилотных летательных аппаратов. Планируемые модификации направлены на то, чтобы корабль мог перевозить беспилотные летательные аппараты, а также вертолеты и бронированную наземную технику. Эта комбинация порождает новую концепцию, а именно ограниченную оперативную группу морской пехоты, вероятно, на уровне батальона, получающую непосредственную воздушную поддержку вооруженных и наблюдательных беспилотных летательных аппаратов.

Выступая перед журналистами в конце марта, Исмаил Демир, глава Управления оборонной промышленности, заявил, что «Анадолу» станет первым в мире судном, которое позволит вооруженным беспилотникам приземлиться в его доке.

Проправительственные СМИ Турции раскрутили этот проект как веху в военной технологии, которая сочетает в себе концепции беспилотников и авианосцев и пользуется восхищением на международном уровне.

В статье от 5 апреля известный американский политолог Фрэнсис Фукуяма назвал Турцию «главным действующим лицом» в недавнем распространении беспилотных летательных аппаратов в вооруженных конфликтах, сославшись на использование турецких беспилотных летательных аппаратов в Ливии, Сирии и нагорно-карабахском конфликте. «В ходе этого процесса [Турция] превратилась в крупного регионального силового игрока с большей способностью формировать результаты, чем Россия, Китай или Соединенные Штаты», – написал Фукуяма, которого много раз цитировали в проправительственной турецкой прессе. Она восприняла эту статью как признание успеха Турции.

Компания Baykar, которая производит проверенные в боях беспилотники Bayraktar TB2 и принадлежит семье зятя президента Реджепа Тайипа Эрдогана Сельджука Байрактара, в настоящее время разрабатывает новый Bayraktar TB3, запланированный для использования с Anadolu. Хотя официальная информация о его конструкции и возможностях остается скудной, новый вариант, скорее всего, будет средне-высотным дроном, занимающим место между Bayraktar TB2 и передовым боевым дроном Akinci от Baykar.

Ожидается, что на «Анадолу» будут развернуты два других беспилотных летательных аппарата местного производства: средневысотный АНКА и STM KARGU, небольшой портативный беспилотный летательный аппарат-камикадзе с возможностью распознавания лиц и работы в составе роя – аппарат, предназначенный в основном для асимметричной войны или борьбы с повстанцами.

«Анадолу», вероятно, будет нести также роботизированные морские системы, такие как УЛАК, первое в Турции вооруженное беспилотное надводное судно, которое имеет скорость 65 километров в час и дальность действия 400 километров. Судно разрабатывается в различных модификациях для различных военных задач, включая разведку, наблюдение, асимметричную войну, противолодочную войну и вооруженную защиту сил и стратегических объектов.

Анкара считает, что концепция авианосцев, несущих беспилотники, станет такой же важной, как и авианосцы с самолетами с коротким взлетом и вертикальной посадкой в ближайшие годы, включая, например, перспективу использования кораблей поддержки с беспилотниками, построенных в качестве платформ двойного назначения, для поддержки десантных и зарубежных наземных операций или выполнения военно-морских миссий, связанных с воздушным ранним предупреждением и контролем, противолодочной войной, надводной войной и десантным нападением.

Однако, несмотря на такие широкие возможности, один только «Анадолу» вряд ли способен удовлетворить все требования современной морской войны для турецкого флота.

Военно-морские силы, как правило, классифицируются по следующим трем категориям:

Военно-морской флот голубой воды, морские силы, способные действовать глобально, по существу, в глубоких водах открытого океана.

Военно-морской флот зеленой воды, предназначенный в первую очередь для обеспечения береговой обороны и, возможно, начинающий приобретать способность поддерживать операции в открытом океане.

Военно-морской флот коричневой воды, способный к военным операциям в реках, озерах или прибрежных районах.

Турецкий военно-морской флот был в основном зеленоводным флотом, которому не хватало поддержки авианосцев, различных вспомогательных кораблей, доков для посадочных платформ и вертолетных доков. Поэтому турецкая противовоздушная оборона опиралась на ракетные и артиллерийские системы, установленные на кораблях. Возможности этих систем не дотягивают до зональной ПВО, их хватает только для самообороны кораблей или защиты судов в непосредственной близости. Поэтому зональная противовоздушная оборона «Анадолу» потребовала бы, чтобы он действовал в тандеме с фрегатом с передовыми возможностями противовоздушной обороны.

Аналогичным образом, основные ракеты класса «море-воздух» турецкого флота SM-1, а также его полуактивные ракеты «Морской воробей» с радиолокационным наведением и небольшие, легкие самонаводящиеся ракеты с инфракрасным наведением – ракеты класса «земля-воздух» RIM-116 не в полной мере отвечают существующим угрозам. Помимо ведущих военно-морских сил мира, большинство военно-морских сил полагаются на аналогичные неадекватные ракеты противовоздушной обороны, которые были разработаны в то время, когда сверхзвуковые или гиперзвуковые противокорабельные ракеты были редкостью в мире. «Анадолу» также необходимо будет оснастить дополнительными средствами такого рода.

Таким образом, оперативные задачи, скорее всего, потребуют, чтобы «Анадолу» перемещался только в качестве авианосца, то есть в составе авианосной боевой группы военно-морского флота, состоящего из авианосца в качестве основного корабля и многочисленных эскортных кораблей. Для турецкого военно-морского флота это новая парадигма.

Боевые группы авианосцев действуют вместе с эсминцами, фрегатами, кораблями материально-технического обеспечения и подводными лодками. Как Турция может организовать такие миссии, является решающим вопросом, поскольку ее военно-морские силы уже испытывают трудности с модернизацией устаревших кораблей и, судя по краткосрочным и среднесрочным планам, не ожидается, что в ближайшем будущем у них будет больше оборудования. Как будет сформирована целевая группа для «Анадолу», остается совершенно неясным. А это, по сути, является самым большим облаком неопределенности, нависшим над проектом.