Ядерная сделка или ядерный Иран?

Израиль надеется, что драма в Вене положит начало процессу, который завершится вынесением иранского ядерного досье на рассмотрение Совета Безопасности ООН.

Заседание Совета управляющих Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) в Вене, состоявшееся на этой неделе, было драматичным.

Впервые за два года на обсуждение вынесена резолюция, обличающая Иран за его ядерные уловки, – резолюция предложенная странами «большой тройки» – Францией, Германией и Великобританией – и США. Беспрецедентное число – 70 стран – подписались под этим документом в преддверии голосования, что свидетельствует о широкой международной озабоченности и вероятном порицании Тегерана.

Это происходит на фоне доклада МАГАТЭ. Генеральный директор этой международной организации Рафаэль Гросси написал: «Иран не представил технически достоверных объяснений, в связи с выводами Агентства о доказательствах ядерной активности на незадекларированных объектах».

Это происходит спустя всего несколько месяцев после того, как мировые державы и Иран, казалось, были невероятно близки к возобновлению ядерного соглашения 2015 года – соглашению, которое включает в себя механизмы мониторинга МАГАТЭ. Но Исламская Республика Иран выдвинула новое требование: исключить Корпус стражей исламской революции (КСИР) из списка иностранных террористических организаций США.

США ответили отказом, и переговоры не возобновились, хотя в своем заявлении на заседании Совета управляющих МАГАТЭ «шестерка» призвала Иран вернуться за стол переговоров.

В среду Иран дал понять, что он больше не будет играть в игру, позволяя МАГАТЭ наблюдать за своими задекларированными ядерными объектами и лгать о незаявленных объектах: иранцы просто отключили две камеры наблюдателей ядерного агентства.

Возможно, впереди еще многое, например, дальнейшее развитие ядерной программы Исламской Республики, поскольку иранское агентство новостей Nour сообщило, что Организация по атомной энергии Ирана «включила в повестку дня различные меры в ответ на незаконное поведение МАГАТЭ и политические отчеты».

Пока эта драма разыгрывается в Вене, Израиль надеется, что начнется процесс, который закончится передачей в ООН иранского ядерного досье.

За закрытыми дверями комитета Кнессета (израильского парламента, – прим.) по иностранным делам и обороне во вторник премьер-министр Нафтали Беннет подробно описал «применимые цели по изменению ядерной сделки между мировыми державами и Ираном, которые могут превратить сделку в достаточно хорошую».

Этот комментарий подтверждает сообщение The Jerusalem Post о том, что на прошлой неделе Израиль предложил США попытаться договориться о новой версии Совместного всеобъемлющего плана действий (официальное название ядерной сделки, – прим), из которой будут исключены положения, постепенно снимающие ограничения на ядерную программу Ирана. Скорее, экономические санкции будут сняты – пряник – в обмен на сохранение этих ядерных ограничений, а мировые державы будут угрожать масштабными санкциями в случае их нарушения – кнут.

В то же время Израиль не слишком оптимистичен в отношении того, что использование им этих дипломатических каналов приведет к существенным изменениям, снижающим угрозу его национальной безопасности в ближайшее время, и это ясно из публичных комментариев Беннета по Ирану.

Премьер-министр заявил в Комитете по иностранным делам и обороне: «Мы ожидаем, что Совет управляющих МАГАТЭ пошлет четкий предупредительный сигнал режиму в Иране и разъяснит ему, что если Иран продолжит свою политику неповиновения в ядерной сфере, то заплатит за это болезненную цену».

Однако Беннет также сообщил законодателям, что он сказал Гросси, что Израиль «действует и будет продолжать оставлять за собой свободу предпринимать такие действия против иранской ядерной программы, которые могут потребоваться, в любое время, с соглашением или без него».

Беннетт вернулся к своей избитой метафоре о том, что Иран является головой осьминога, щупальца которого – прокси – тянутся по всему Ближнему Востоку. Израиль будет атаковать голову, а не только руки, сказал он.

«Дни иммунитета, когда Иран нападал на Израиль и распространял терроризм через своих региональных посредников, но сам остается невредимым, прошли», – добавил он.

Хотя Беннет много раз говорил примерно то же самое в течение последнего года и даже до этого, будучи министром обороны, его слова прозвучали на сей раз еще более убедительно. В прошлом месяце Моссад заявил, что он «сорвал» заговор КСИР с целью убийства американского генерала, французского журналиста и израильского дипломата в Турции, после того как Iran International TV – лондонский канал, выступающий против иранского режима, – сообщил, что Моссад похитил чиновника КСИР Мансура Расули.

С тех пор три иранских чиновника погибли при загадочных обстоятельствах. Так высокопоставленный член КСИР Хасан Саяд Ходаи был убит в своей машине в центре Тегерана двумя киллерами на мотоцикле. Эти действия американские источники приписывают Израилю.

Далее, полковник КСИР, Али Эсмаэлзаде упал с балкона в своем доме, как сообщается, после того, как разведка КСИР заподозрила его в причастности к утечкам информации в системе безопасности. А иранский ученый, специалист по аэрокосмическим программам Аюб Энтезари умер от отравления.

На этой неделе в результате взрыва на иранском военном комплексе Парчин близ Тегерана погиб инженер и еще один сотрудник получил ранения.

Кроме того, Израиль разработал возможности для своих истребителей F-35 летать в Иран без дозаправки и нести новую однотонную бомбу, защищенную от помех и систем радиоэлектронной борьбы.

В преддверии голосования в МАГАТЭ на этой неделе Иран ясно дал понять, что он не раскаивается и не планирует менять свои методы. Так что, международная поддержка важна, и Израиль принимает участие в этом разговоре: Беннетт встречается с Гросси, а советник по национальной безопасности Эяль Хулата ведет постоянные переговоры с американским коллегой Джейком Салливаном. Но в то время как мир все еще не исчерпал до конца свои дипломатические возможности, Израиль показал, что он будет продолжать действовать независимо от исхода ядерных переговоров с Ираном.