2022 год нарушил отношения США с ОПЕК+

После бурного года в отношениях США и Саудовской Аравии нет причин ожидать ослабления напряженности в отношениях США и ОПЕК+ в 2023 году.

В октябре прошлого года ОПЕК+, группа из 23 нефтедобывающих стран, включая Саудовскую Аравию и Россию, контролирующая 40% мирового производства нефти, объявила о сокращении добычи на 2 млн баррелей в день, что примерно эквивалентно 2% мировых поставок нефти. Группа заявила, что квотирование добычи будет продолжаться в течение 14 месяцев до конца 2023 года, и объяснила сокращение добычи «неопределенностью, которая окружает перспективы мировой экономики и рынка нефти».

Президент США Джо Байден немедленно осудил это решение, заявив, что «сокращение добычи равносильно экономическому спасательному кругу для действий президента России в Украине». Администрация Байдена особо отметила роль Саудовской Аравии, крупнейшего в мире производителя нефти и фактического лидера ОПЕК+, и пообещала «последствия».

Саудовская Аравия знала, что сокращение добычи нефти «увеличит доходы России и притупит воздействие санкций. Это неверное направление, - заявил после встречи официальный представитель Совета национальной безопасности Белого дома Джон Кирби. - Мы проводим переоценку наших отношений с Саудовской Аравией в свете этих действий». Правительство Саудовской Аравии ответило, что страны-члены ОПЕК+ единогласно согласились на сокращение добычи, и заявило, что решение было принято по «чисто экономическим причинам».

Сокращения и последовавшая за ними словесная война, возможно, ознаменовали новый минимум в отношениях США и ОПЕК+. «Отношения между администрацией Байдена и многими членами ОПЕК+ и так были напряженными, а это только подстегнуло расхождения, - сказал Al-Monitor Пол Салливан, старший научный сотрудник Центра глобальной энергетики Атлантического совета.

Аналитики говорят, что в следующем году мало признаков того, что напряженность между США и ОПЕК+ ослабнет. Раскол имеет потенциал для дальнейшей эскалации, в зависимости от того, начнут ли цены на нефть снова расти.

Раскол

Всего за несколько месяцев до решения ОПЕК+ отношения между двумя сторонами, казалось, улучшались. В июле Байден встретился с наследным принцем Мухаммедом бин Салманом в Саудовской Аравии.

Аналитики расценили встречу в Эр-Рияде как капитуляцию перед Саудовской Аравией, учитывая, что Байден резко критиковал фактического саудовского правителя за одобрение убийства обозревателя Washington Post Джамаля Хашоги и за другие нарушения прав человека и даже поклялся сделать кронпринца «изгоем» во время своей президентской кампании.

На встрече Байден лоббировал бин Салмана, выступая за то, чтобы ОПЕК+ увеличила добычу нефти - мера, направленная на противодействие России, но также, вероятно, частично мотивированная желанием сбить стремительно растущие цены на нефть в преддверии ноябрьских выборов в Конгресс, сказала Эллен Р. Уолд, президент Transversal Consulting и автор книги «Saudi, Inc: Погоня Аравийского королевства за прибылью и властью», в беседе с Al-Monitor.

Но мольбы Байдена в конечном итоге оказались пустыми.

«Байден пообщался с принцем, сделал ему приятное, - сказал Дэн Дикер, основатель The Energy Word. - Но он не вернулся ни с одним баррелем [нефти]. Поэтому Байден должен был, по крайней мере, сделать вид... что [бин Салман] не может сделать то, что хочет Байден, и просто полностью выйти сухим из воды».

Уолд объяснила, что в интересах Саудовской Аравии было не увеличивать добычу, учитывая падение цен на нефть и прогнозы ОПЕК+ о том, что спрос будет продолжать отставать. «Оказалось, что у саудовцев была веская рыночная причина для такого сокращения, - сказала она. «Саудитам на самом деле нет дела до действий России в Украине».

В конечном итоге администрация Байдена не стала вводить карательные меры против Саудовской Аравии, о которых она предупреждала, сказал Дикер. Тем не менее, эксперты говорят, что критика Байденом ситуации с правами человека в Саудовской Аравии и убеждение, что ОПЕК+ может быть частично ответственна за поддержку России, являются искренними и представляют собой значительный раскол в отношениях между странами. «Всякий раз, когда ОПЕК+ делает что-то выгодное для ОПЕК+, они делают что-то выгодное для России, - сказал Салливан. - И это - точка раскола».

Перспективы

Несмотря на сокращения добычи нефти странами ОПЕК+, Байдену все же удалось снизить цены на нефть до уровня ниже 80 долларов за баррель (после максимума в 120 долларов за баррель этим летом), в основном благодаря решению его администрации продать 180 миллионов баррелей сырой нефти через Стратегический нефтяной резерв США в этом году.

Но теперь, когда этот резерв в основном опустошен, в распоряжении Соединенных Штатов имеется ограниченное количество инструментов, чтобы обеспечить сохранение низких цен, говорят аналитики. «ОПЕК+ остается ведущим производителем на мировом рынке нефти и может противопоставить любой попытке США [добиться снижения цен] еще большую мощь», - отметил в интервью Al-Monitor Мэтт Смит, ведущий нефтяной аналитик компании Kpler.

Тем не менее, сокращение добычи ОПЕК+ является лишь одним из множества изменчивых факторов, которые будут определять цены на нефть в следующем году. Некоторые экономисты предупреждают о надвигающейся глобальной рецессии, которая приведет к снижению цен на нефть. Другие прогнозируют, что выход Китая из пандемических ограничений подстегнет мировой спрос на нефть и окажет повышательное давление на цены.

Однако истощение запасов Байдана является причиной того, что, по крайней мере, некоторые аналитики прогнозируют рост цен на нефть в следующем году.

«Во многом это снижение цен не было фундаментально обоснованным. Оно было в некотором роде искусственным, поэтому, когда начнут ощущаться фундаментальные факторы, - говорит Дикер, - нефть «взлетит как ракета».

Рост цен на нефть может предвещать новые проблемы в отношениях США и ОПЕК+.

«Если в следующем году цены на нефть достигнут трехзначных цифр, а экономика будет не в порядке, то, я думаю, мы определенно увидим, как администрация [Байдена] будет больше позорить ОПЕК+», - сказала Уолд. Давление Конгресса на ОПЕК+ может стать еще сильнее. Она отметила, что если цены на нефть продолжат расти, американские политики могут вновь представить Закон о запрете картелей нефтедобывающих и экспортирующих компаний, - закон, который, в случае его принятия, позволит генеральному прокурору США подать в суд на организацию по антимонопольным основаниям. Уолд отметила, что такая крайняя мера маловероятна, и Байден, скорее всего, наложит вето на законопроект, если он пройдет через Конгресс.

Другие аналитики прогнозируют, что 2023 год может принести некоторое облегчение в отношения США и ОПЕК+. «Я думаю, что многие люди в Вашингтоне немного успокоились по этому поводу», - сказал Салливан, добавив, что, по его мнению, они осознали, что «гораздо важнее продолжать двусторонние отношения США с такими важными государствами, как Саудовская Аравия... чем позволить этому решению ОПЕК+ отделить США от них».