После долгого перерыва процесс возвращения езидских беженцев в Шенгал возобновился. Министерство миграции и беженцев Ирака и премьер-министр Мухаммед Шиа ас-Судани приняли решение полностью закрыть лагеря в Курдистане до конца 2024 года. Хотя многие беженцы уже вернулись, ни один лагерь под управлением ДПК (кроме лагеря Арбат в Сулеймании) не был закрыт. Ирак не выполнил собственное решение, не объяснив общественности причины.
В Духоке находится около 10 лагерей, где проживают езиды. По данным, 65 тысяч беженцев из Шенгала до сих пор остаются в Курдистане, 31 тысяча из них — в лагерях, где зимой и летом условия значительно ухудшаются. Еще 34 тысячи мигрантов расселились по деревням и поселкам.
Беженцы, живущие в тяжелых условиях в палатках, хотят вернуться домой, на свои земли, но из-за соглашений между Ираком, ДПК и Турцией, а также политических интересов, им не разрешают возвращаться. Иракское правительство, хотя и не выступает открыто против возвращения, замедляет процесс регистрации. В результате многие семьи, давно подавшие заявки на возвращение в Шенгал, не могут туда вернуться.
По информации от вернувшихся беженцев, количество зарегистрировавшихся для возвращения исчисляется тысячами, но им не дают разрешения. Жители лагерей “Ханке” и «Чам Мишко”, вернувшиеся в Шенгал, говорят, что если Ирак откроет регистрацию, тысячи людей хлынут в Шенгал.
За последние несколько дней сотни семей вернулись в населенные пункты Дигуре, Гырзарык и Сикение. Сегодня ожидается возвращение еще десятков семей.
Один из вернувшихся в эти дни, Тахсин Илияс, который наконец смог попасть на свою родину в Шенгал, рассказал, что подал заявку на возвращение 2 года назад, и только сейчас до него дошла очередь.
«11 лет в палатках»
Тахсин Илияс так описал трудности жизни в лагерях: «Мы подали заявку на возвращение в Шенгал 2 года назад, и наша очередь подошла только сейчас. 500 человек, чья очередь также подошла, уже отправились в обратный путь на родину. Мы счастливы, наши сердца спокойны. 11 лет мы жили на чужбине. Теперь мы вернулись домой, и это огромная радость. Жизнь в лагерях действительно очень тяжела. 11 лет жить в пластиковых палатках — это невероятно трудно».
«Если откроют регистрационные списки, вернется еще больше людей»
Тахсин Илияс подчеркнул необходимость ускорить процесс возвращения беженцев и добавил:
«Мы хотим, чтобы больше людей вернулось в Шенгал. Нам нужно как можно быстрее завершить все процедуры. Я уверен, что если откроют регистрационные списки, за несколько дней вернутся тысячи человек».
Молодой человек по имени Нури, вернувшийся в Дигур из лагеря в Духоке, выразил радость по поводу своего возвращения.