Курдистан

Турецкая армия ежедневно атакует партизан, несмотря на их приверженность перемирию

Турецкая армия продолжает удары по партизанам с воздуха и земли, используя авиацию, артиллерию и химоружие. В ответ на агрессию партизаны сохраняют позицию прекращения огня.

27 февраля 2025 года лидер курдского движения Абдулла Оджалан через расширенную делегацию с острова Имралы передал обращение под заголовком «Призыв к миру и демократическому обществу». В своём заявлении он охарактеризовал происходящее как завершение 52-летнего периода и объявил о начале новой эры — эры демократического общества. По словам Оджалана, данный процесс станет началом событий исторического масштаба не только для Курдистана и Турции, но и для всего региона в целом.

В ответ на этот «Призыв века», получивший широкий международный резонанс, курдское Движение за свободу объявило о своей готовности предпринять все необходимые шаги, включая одностороннее прекращение огня. 1 марта 2025 года Рабочая партия Курдистана (РПК) выступила с заявлением, в котором подчеркнула: «Чтобы подготовить почву для реализации «Призыва к миру и демократическому обществу» лидера Абдуллы Оджалана, мы объявляем о прекращении огня с сегодняшнего дня. Конкретные факты ясно показывают, что для успешной реализации этого призыва, для демократизации Турции и всего Ближнего Востока на основе справедливого решения курдского вопроса, а также для развития глобального демократического движения, лидер Абдулла Оджалан должен обладать физической свободой и возможностью поддерживать связь со всеми, с кем сочтёт нужным, включая своих товарищей. Мы надеемся, что соответствующие государственные институты предпримут необходимые шаги».

Следом за этим Народные силы самообороны Курдистана (НСС) также подтвердили в своём заявлении, что поддерживают объявленный режим прекращения огня. В нём, в частности, говорилось: «В рамках исторического призыва лидера Абдуллы Оджалана решение о прекращении огня, принятое нашей партией РПК и вступившее в силу с 1 марта 2025 года, распространяется на все наши силы. Все командования и соответствующие подразделения должны строго придерживаться этого решения и полностью ему подчиняться. Вместе с тем, наши силы сохраняют право на законную оборону и ответные действия в случае непрекращающихся атак».

Однако, как отмечается в курдских источниках, Турция с 1 марта, несмотря на одностороннюю позицию РПК, продолжает интенсивные боевые действия. В марте турецкая армия 11 раз применяла химическое оружие в районах обороны Мидия, девять раз — иное запрещённое вооружение и девять раз — ударные беспилотники. Кроме того, было зафиксировано 169 авиаударов с применением боевой авиации, 98 атак с вертолётов и 11 289 артиллерийских обстрелов. В ответ на атаки партизаны 13 раз выходили на боевые позиции.

Несмотря на сдержанную и направленную на поддержание перемирия позицию со стороны партизан, правительство Партии справедливости и развития (ПСР), по заявлению РПК, продолжило реализацию военной стратегии и саботировало попытки деэскалации. В апреле турецкая армия применила химическое оружие ещё 7 раз, 76 раз атаковала с воздуха, 12 — с вертолётов, 2 — при помощи дронов со взрывчаткой, и 9 693 раза — с применением тяжёлого вооружения. В течение месяца курдские силы 17 раз вступали в боестолкновения с турецкими военными, при этом продолжая заявленную линию прекращения огня.

Всего за два месяца, с марта по апрель, турецкие вооружённые силы нанесли, по данным курдской стороны, 20 982 удара по позициям РПК, несмотря на объявленное перемирие. В результате одной из атак с применением беспилотников в районе Гаре погибли двое бойцов. Также в апреле были опубликованы данные о гибели двух женщин-партизанок в результате химической атаки в районе Зап.

В заявлении пресс-центра НСС подчёркивается: «11 апреля турецкая армия атаковала позиции с применением химического оружия в районе героя Далиля Баты, Западный Зап. Наши товарищи Бесе и Митра героически сражались, не дав захватчикам прорваться, и пали смертью храбрых».

По утверждениям РПК, позиция Турции, выраженная в продолжении военных действий и интерпретируемая как стремление использовать перемирие в своих интересах, свидетельствует о попытке навязать концепцию полной ликвидации движения. Анкара, по заявлению курдской стороны, продолжает рассматривать отказ от насилия как проявление слабости. Турецкие ВВС и дроны регулярно наносят удары по регионам обороны Мидия, применяется артиллерия, танки, а также химическое и запрещённое оружие.

Тем не менее, несмотря на усиливающиеся атаки, РПК и НСС сохраняют курс на прекращение огня, подчёркивая, что их стратегическая цель — обеспечение условий для политического решения конфликта и демократизации региона.