Для защитников свободы прессы этот год был особенно безрадостным. Перепись заключенных тюрем, проведенная КЗЖ в 2021 году, показала, что число репортеров, оказавшихся в заключении за свою работу, достигло нового глобального рекорда – 293 человека, по сравнению с общим числом в 280 человек в 2020 году.
Третий год подряд этот печальный рейтинг возглавляет Китай, где в тюрьмах за профессиональную деятельность сидят 50 журналистов. На второе место после подавления СМИ, последовавшего за военным переворотом 1 февраля, поднялась Мьянма. Египет, Вьетнам и Белоруссия завершают пятерку стран-лидеров.
2021 год никак не порадовал защитников свободы прессы. Перепись тюрем, проведенная КЗЖ (Комитетом защиты журналистов, CPJ) в 2021 году, показала, что число репортеров, заключенных в тюрьмы за исполнение своих профессиональных обязанностей, достигло нового глобального рекорда – 293 человека. На 2020 год эта цифра составляла 280 человек.
В этом же году по меньшей мере 24 журналиста были убиты за освещение событий; еще 18 репортеров погибли при обстоятельствах, слишком туманных, чтобы определить, были ли эти люди конкретными мишенями.
Причины неуклонного роста числа задержаний сотрудников СМИ – притом, что это уже шестой год подряд, когда перепись КЗЖ фиксирует не менее 250 заключенных, – разнятся по странам. Но все они отражают общую неприятную тенденцию – растущую нетерпимость к независимой журналистике.
В мире, озабоченном пандемией COVID-19 и пытающемся расставить приоритеты в таких вопросах и проблемах, как изменение климата, репрессивные правительства четко осознают, что общественное возмущение нарушениями прав человека стихает, а демократические правительства имеют меньше сил для принятия политических или экономических ответных мер, считает КЗЖ.
Турция занимает шестое место этого рейтинга, но, как отмечает КЗЖ, репрессии после неудачной попытки переворота в этой стране, совершенной в 2016 году, фактически уничтожили основные СМИ и вынудили многих журналистов уйти из профессии. Число заключенных репортеров в тюрьмах Турции также снижается, поскольку правительство разрешает большему количеству журналистов выходить на свободу на условно-досрочных основаниях, чтобы дождаться результатов суда или апелляции.