Выборы в Турции и ДПН: история, современность, перспективы
Разговор с Хишияром Озсоем, членом комиссии по международным отношениям Демократической партии народов в парламенте Турции, о борьбе за демократию и о предстоящих в 2023 году выборах.
Разговор с Хишияром Озсоем, членом комиссии по международным отношениям Демократической партии народов в парламенте Турции, о борьбе за демократию и о предстоящих в 2023 году выборах.
В годовщину военного переворота 1980 года в Турции, информационное агентство MedyaNews побеседовало с членом комиссии по международным отношениям Демократической партии народов в парламенте Турции, о борьбе за демократию и о предстоящих критически важных выборах в Турции. Новые президентские и парламентские выборы должны состояться в Турции всего через 9 месяцев – 18 июня 2023 года, но не исключен и вариант досрочных выборов, что сделает этот судьбоносный момент еще ближе.
Хишияр Озсой получил степень бакалавра социологии в Университете Богазичи и продолжил обучение в аспирантуре по культурной антропологии в Техасском университете в Остине. Он получил степени магистра и доктора философии в 2004 и 2010 годах соответственно. С 2011 по 2015 год г-н Озсой работал ассистентом профессора культурной антропологии в Университете Мичиган-Флинт, преподавая курсы политической социологии, политической антропологии, социальной теории, а также курсы по культурам, истории и политике Ближнего Востока.
Он стал членом парламента Турции 7 июня 2015 года, впервые избравшись как представитель своего родного города Бингол. Будучи депутатом парламента Диярбакыра с июня 2018 года, Хишияр Озсой также является членом Парламентской Ассамблеи Совета Европы, Межпарламентского союза, Парламентской Ассамблеи НАТО и Парламентской Ассамблеи Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. С февраля 2016 года он является заместителем председателя ДПН, отвечающим за международные отношения.
Демократическая партия народов (ДПН) является хранителем и воплощением коллективной памяти и коллективной борьбы за демократию в Турции и, конечно же, решительно выступает за мирное и политическое решение курдского вопроса.
Халук Гергер, турецкий политический социолог, много лет назад, в 1990-х годах, часто использовал фразу: «Курдское обещание – это мир и демократия в Турции», еще до того, как первые открыто курдские политики вошли в турецкий парламент.
Для начала стоит попытаться вкратце обрисовать место ДПН в историческом контексте этой длинной линии демократической политической борьбы.
ДПН – последняя в длинном ряду партий, приверженных мирной борьбе за отсутствие вражды, демократию и решение курдского вопроса. Как следствие, она сталкивается со значительными политическими репрессиями, восходящими к Народно-трудовой партии или НРП, одной из первых партий, которые мы склонны называть «прокурдскими», и которые открыто начали говорить о необходимости демократии и политического мирного решения курдского вопроса в Турции, унесшего сотни тысяч жизней с момента создания современного турецкого государства и привел к перемещению миллионов представителей курдского народа с их земель в западные города Турции и далее в изгнание. Это было время, когда было еще труднее открыто говорить о курдском вопросе и турецкой политике принудительной ассимиляции, как и о том, что, выражаясь мягко и обтекаемо, называется в Турции «курдской реальностью».
Итак, первой стала Народная рабочая партия, созданная в 1990 году. На всеобщих выборах в Турции 1991 года в Турции политики НРП из тактических соображений присоединились к Социал-демократической партии (СДП) и получили 22 места в Великом собрании Турции. В эту группу вошли известный курдский политик Лейла Зана и ее коллеги. НРП была запрещена в 1993 году.
Следующая партия, Партия свободы и демократии, просуществовала недолго и была запрещена в 1993 году.
Лейла Зана в 1993/94 годах также состояла в Демократической партии. В этот период она принесла знаменитую парламентскую присягу на курдском языке. Она сказала: «Я даю эту клятву во имя братства между турецким и курдским народами», и за эту невинную фразу она и ее коллеги, включая Хатипа Диджле, Сирри Сакика и Орхана Догана, были приговорены к 15 годам тюрьмы. Демократическая партия также оказалась под запретом.
Партия народной демократии была первой партией, которая открыто участвовала в выборах под своим именем в 1995 и 1999 годах, но не смогла преодолеть 10-процентного барьера, который был введен после военного переворота 1980 года, чтобы не допустить курдские партии в турецкий парламент, однако она выиграла выборы во многие местные советы на курдском юго-востоке и впоследствии была запрещена в 2003 году.
Следующей, в 2002 году, была Народно-демократическая партия, которая, несмотря на получение более 3 миллионов голосов, также не смогла пройти в парламент из-за 10-процентного барьера.
Затем она объединилась с Партией демократического общества, а в 2007 году ее члены баллотировались как независимые кандидаты и получили 22 места в ассамблее. На местных выборах 2009 года Партия демократического общества победила на выборах в местные советы и на должности мэров в 100 городах и поселках курдского региона. После этого 11 декабря 2009 года партия была запрещена Конституционным судом Турции.
Партия мира и демократии была создана в 2008 году. С момента основания и до момента закрытия в нее вступили многие курдские депутаты. Кандидаты от этой партии также баллотировались самостоятельно. Она получила 36 мест в Великом национальном собрании Турции. Разумеется, затем в 2014 году она была запрещена.
И вот в 2012 году была основана Демократическая партия народов (ДПН), которая сейчас является третьей по величине партией в турецком парламенте, получив почти шесть миллионов голосов. Если экстраполировать эту цифру на членов семей, не имеющих права голоса, то можно заявить ее поддерживают около 15-20 миллионов человек. ДПН получила около 13 процентов голосов на выборах 7 июня 2015 года и 80 мест в парламенте, побив рекорд и вызвав «подвешенный» парламент, лишив Эрдогана необходимого ему большинства.
В последующие дни, недели и месяцы правительство предпринимало попытки криминализировать ДПН, но партии все же удалось преодолеть 10-процентный барьер на выборах 1 ноября 2015 года, и около ее 60 депутатов вошли в парламент Турции. В 2018 году ДПН снова получила на выборах около 12% голосов и 67 депутатских мест.
Из 65 мэров от ДПН, избранных в местные советы в 2019 году, на своих местах все еще остаются, я думаю, всего два или три человека. Их должности были украдены назначенными правительством «доверенными лицами». Более 15 тысяч членов/активистов ДПН были задержаны и многие тысячи заключены в тюрьму по сфабрикованным обвинениям, что равносильно массовому интернированию без суда и следствия и политическому преследованию в, фигурально выражаясь, промышленных масштабах.
В 2023 году исполняется 100 лет со дня образования турецкого государства в том виде, в каком оно существует сейчас. Эрдоган угрожает курдам в северо-восточной Сирии, известной как Рожава, полномасштабным вторжением, угрожает вторжением в Южный Курдистан (северный Ирак), в Грецию, а также грозится закрыть ДПН в результате продолжающихся так называемых «судебных процессов по делу Кобане», поскольку его популярность, по опросам, падает. И снова Эрдоган разжигает расизм и ненависть, чтобы получить голоса крайне правых националистов.
Следующие выборы в Турции ожидаются в июне 2023 года. Они будут проходить во враждебной и репрессивной обстановке, и очевидно, что они станут критическими, и на них перед ДПН предстанет целый ряд серьезных вызовов.
Хишяр Озсой поделился своими мыслями о политической стратегии и представлении ДПН народу Турции на этих выборах, а также объяснил различные альянсы для парламентских и президентских выборов, включая альянс ДПН под названием «Альянс труда и свободы».
Он рассказал об условиях содержания под стражей в Турции многих тысяч политических заключенных членов ДПН, среди которых сотни больных и тяжелобольных людей, приведя пример курдского политика Айсель Туглук, а также о продолжающейся изоляции, которой подвергается курдский лидер Абдулла Оджалан.
В заключение Хишияр Озсой объяснил, как курдский и турецкий народ, живущий в изгнании в Европе и за ее пределами, может внести свой вклад в избирательную кампанию ДПН и Альянса труда и свободы на выборах 2023 года или досрочных выборах, если таковые состоятся.