Партия свободной жизни Курдистана – ПСЖК – провела свой первый съезд в Европе с 3 по 5 июня 2022 года. В нем приняли участие более 100 активных членов партии и гости из других политических партий. На этом конгрессе, который длился три дня, изучались и анализировались последние события в Курдистане и Иране, и, наконец, большинством голосов 14-ти членов партии в Европе, 7 из которых женщины, были избраны члены Совета партии в Европе для проведения и реализации политики и программ Партии свободной жизни Курдистана в европейских странах.
Проведение первого съезда ПСЖК в Европе сопровождалось многочисленными откликами в социальных сетях. В связи с этим событием сопредседатель Партии свободной жизни в восточном Курдистане (ПСЖК) Сиаманд Мойени в субботу, 11 июня 2022 года, по приглашению клуба Rojhelat Clubhouse, провел беседу и ответил на вопросы аудитории.
Настоящий текст представляет собой общий и краткий отчет об этой встрече для тех, кто желает ознакомиться с ее содержанием.
В начале дискуссии г-н Сиаманд Моейни представил общий анализ современной ситуации в регионе и в Иране. Он заявил, что карта ближневосточного региона была сформирована во время Первой мировой войны на основе интересов держав того периода. В настоящее время она меняется, и эти изменения могут создать как возможности, так и угрозы для курдского народа. На данном этапе у курдов есть возможность стать эффективным фактором.
В отношении ситуации в Иране он отметил, что сегодня Иран и его правящий режим находятся в большом кризисе, и эта неблагоприятная ситуация в политическом, экономическом, социальном и т.д. плане не сможет продолжаться вечно. Однако интересы капиталистической современности не потребовали от нее поддержать свержение этого режима, потому что присутствие иранского режима в регионе лучше обеспечит интересы ведущих сил современности, включая продажу большего количества оружия странам региона из-за иранской угрозы. Это опасная и чувствительная ситуация, которая может создать как возможности, так и угрозы. Поэтому курдская нация должна правильно изучить и проанализировать ситуацию и организоваться как никогда раньше.
В этой связи Партия свободной жизни Курдистана считает своей обязанностью вступить на поле борьбы против оккупационного режима Исламской Республики Иран и во всех областях усилить свою подготовку для обеспечения интересов курдского народа на востоке Курдистана. Проведение первого съезда ПСЖК в Европе можно рассматривать с этой точки зрения.
Товарищ Сиаманд Моейни признал, что принципиальная и официальная политика ПСЖК определяется и утверждается съездом партии в свободном горном Курдистане, а функция съезда ПСЖК в Европе заключается только в изучении вопросов, связанных с ситуацией на Европейском континенте и с организацией курдов в европейских странах. Проведение съезда в Европе не имеет ничего общего с проведением съезда в горах, и функции каждого из этих двух съездов различны.
Что же касается взаимоотношений между ПСЖК и РПК он указал на то, что обе партии имеют общую концепцию в плане парадигмы, и обе партии принимают Абдуллу Оджалана в качестве своего лидера, но организационно партии определяют себя в рамках структуры, продуманной Абдуллой Оджаланом. Лидер Абдулла Оджалан определяет себя как члена совместного органа. В этом органе, в сотрудничестве друг с другом, рассматриваются и утверждаются принципы макрополитики, связанные с Курдистаном, и в плане исполнительной власти эти партии сотрудничают друг с другом. К примеру, первый павший герой ПСЖК в Восточном Курдистане был из Рожавы, а первый павший герой Рожавы также являлся членом ПСЖК и уроженцем Восточного Курдистана.
В плане отношений ПСЖК с другими курдскими партиями в Курдистане и иранской оппозицией товарищ Мойени заявил: «В 2016 году, как сопредседатель ПСЖК, я сам посетил партии Восточного Курдистана, и мы представили им проект из 10 статей. Его содержание заключалось в создании платформы и структуры для совместного сотрудничества между партиями в политической, военной, дипломатической и других областях... и т.д., но, к сожалению, пока из-за существующих там препятствий, которые влияют на независимое принятие ими решений, мы не смогли сотрудничать с ними в нашей борьбе. Однако я верю, что когда-нибудь это изменится».
Он также рассказал об отношениях ПСЖК с иранской оппозицией и заявил:
«Мы не можем сотрудничать с реакционными, шовинистическими, центристскими, антиженскими, антиэкологическими силами. А также такими, как Реза Пехлеви, отец и дед которого были виновниками резни курдского народа в Восточном Курдистане. В настоящее время у нас сложились тесные отношения и сотрудничество с силами из народа белуджей, из арабов и с некоторыми иранскими левыми».
Что касается предложенной ПСЖК модели будущего Ирана и Восточного Курдистана, он сказал:
«Партия предлагает модель «Демократического конфедерализма» для управления обществом в будущем, но это не означает, что если большинство людей, например, выберут модель национального государства, мы выступаем против этого, или, что если бы ситуация была такова, что внутри страны поддерживается демократическая атмосфера, мы бы не воспользовались этим».
Товарищ Сиаманд Мойени также заявил, что ПСЖК привержена сохранению территориальной целостности Ирана. Во время съезда было указано на один из пунктов аналитики лидера Абдулла Оджалана. Этот пункт связан с Восточном Курдистаном и, вероятно, относится к 2010 году. Он был зачитан одним из товарищей. Лидер Абдулла Оджалан говорил, что «если свобода народа Восточного Курдистана будет достигнута в рамках единого Ирана, то это может быть сделано».
Г-н Моейни заявил, что ПСЖК никогда не будет бороться за сохранение территориальной целостности Ирана или его дезинтеграцию, но целью ПСЖК является обеспечение интересов народа Ирана и достижение ими свободы.