Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган планирует очередную агрессивную войну против северной Сирии. Глава турецкого режима назвал города Манбидж и Тель-Рифат первыми целями возможного вторжения. Оккупировав их, Турция хочет сделать «очередной шаг» к созданию 30-километровой «зоны безопасности» у своей границы на юге. После этого по турецкому плану в зону «шаг за шагом» будут включены и другие регионы Сирии. С 2016 года Турция трижды нарушала международное право в отношении самоуправляемых районов на севере страны, населенные по большей части курдами. Она уже оккупировала значительные территории приграничной полосы.
Город Манбидж расположен примерно в 30 километрах к югу от турецкой границы. Он занимает важное стратегическое положение в планах противника по расширению зоны незаконной оккупации. Город находится у международной автомагистрали М4, которая проходит через территорию северной Сирии и ранее уже становилась стратегическим маршрутом снабжения террористической группировки Исламское государство*. Манбидж живет под защитой Военного совета, состоящего из организаций-членов Сил демократической Сирии (СДС). Шерван Дервиш – один из командиров Военного совета Манбиджа и пресс-секретарь этой организации. В интервью для ANF он прокомментировал стратегическое значение региона и рассказал об угрозе турецкого вторжения.
- Господин Дервиш, вы уже были в Манбидже, когда город оставался под властью ИГИЛ*. Что происходило там с начала гражданской войны в Сирии до дня освобождения Манбиджа?
- 19 июля 2012 года вооруженные группы изгнали из города режим. Среди них был Курдский фронт, который действовал под командованием Абу Лейлы. На тот момент около 88 вооруженных групп сопротивлялись режиму в Манбидже. Они не имели ничего общего со «Свободной сирийской армией» (ССА). Тем не менее, население продолжало страдать. Многие из воевавших на территории Манбиджа группировок совершали убийства, похищения и грабежи, а также конфликтовали между собой. Всё это не позволяло городу восстановиться после освобождения от режима.
Хотя большинство вооруженных групп, действовавших в Манбидже, имели связи с Турцией, на тот момент нападений на курдов или «Джебхат аль-Акрад» (курдская организация, сражавшаяся против боевиков ИГИЛ – прим.), подобных тем, что наблюдались в июле 2013 года в таких городах и поселениях, как Тель-Эран и Тель-Хасиль, Азаз, Гре Спи, Ракка, аль-Баб и Джераблус, зафиксировано не было. Это объясняется историей города. В Манбидже никогда не было проблем и конфликтов между различными группами населения, расизм не имеет под собой почвы в этом городе. В других местах было множество случаев убийств, были пострадавшие и раненые, многие курды были изгнаны вооруженными группировками, лояльными Турции. Ничего подобного не наблюдалось в Манбидже.
Курды в Манбидже организовывались. Например, в этом городе был открыт первый Народный дом Рожавы. Также были созданы местные силы самообороны. Отношения между курдами Манбиджа и другими народами, а также арабскими племенами, были крепкими и прочными. Поэтому вооруженные группировки и ИГИЛ, которые постепенно занимали регион, не могли атаковать курдов в Манбидже в те дни.
ИГИЛ пришло в Манбидж в 2012-2013 годах – как фронт «Джебхат Ан-Нусра*», одним из основателей которого и было ИГИЛ. Последнее извлекло выгоду из конкуренции и противостояния между вооруженными группировками в Манбидже, которые изначально не проявляли никакой выраженной позиции по отношению к ИГИЛ. ИГИЛ поддерживало некоторые группировки из числа входивших в ССА, чтобы закрепиться в городе. Позже эти наемные боевики были убиты, некоторых из них ИГИЛ казнило прилюдно. 21 января 2014 года ИГИЛ изгнало все другие вооруженные группировки из города и заняло Манбидж.
«Сопротивление, давшее отпор ИГИЛ, основало Военный совет Манбиджа»
В то время более трех тысяч джихадистов, которые планируют сейчас принять участие в турецком нападении, перебрались в Турцию через Кобани. Но вооруженные силы, сражавшиеся под руководством Абу Лейлы, не покинули регион. Группа осталась в Керекозахе и вступила в бой с ИГИЛ. Некоторые из групп ССА, вышедших из Манбиджа, и люди, имеющие связи с этим регионом, не поехали в Турцию. Они остались с Абу Лейлой и приняли участие в борьбе с ИГИЛ. Вместе с ОНС эти группы создали оперативный центр «Буркан аль-Фурат» (Вулкан Евфрата). Группа «Шамс аш-Шамаль», которой командовал тогда сам Абу Лейла, также присоединилась к «Вулкану Евфрата» и участвовала в боях в Кобани вместе с ОНС.
Эти люди, которым пришлось покинуть Манбидж из-за ИГИЛ, остались в регионе и сражались с ИГИЛ в Керекозахе, Кобани и в районе ГЭС Тишрин, и составили позже основу Военного совета Манбиджа. После освобождения района Тишрин они основали нашу организацию и по сей день остаются членами совета.
Всем известно, что Манбидж жил под оккупацией ИГИЛ с января 2014 года по август 2016 года. За это время ИГИЛ совершило чудовищные злодеяния в Манбидже, отняв жизни тысяч людей. Тогда многие жители были взяты под стражу; люди продолжают исчезать и теперь. Их судьбы до сих пор неизвестны.
- Вы были там, когда 22 февраля 2015 года турецкое государство и его солдаты перенесли место захоронения Сулеймана Шаха на севере Сирии. Что вы можете об этом рассказать?
- Хорошо известно, что, пока ИГИЛ занимало Манбидж, Турция не предпринимала никаких шагов, чтобы вывести своих солдат или эвакуировать гробницу из этого региона. Только когда мы отразили нападение ИГИЛ на Кобани и были на подходе к Керекозаху, Турция начала действовать. На момент, когда мы продвигались к Керекозаху, этот район все еще оставался под контролем боевиков ИГИЛ.
Тогда Турция вела переговоры с ОНС и согласилась сотрудничать, чтобы эвакуировать своих солдат и мавзолей из Керекозаха в деревню Ашме. Колонна турецкой армии вошла в регион с танками, пройдя через Кобани. Затем гробницу разобрали и увезли, эвакуировав вместе с турецкими военнослужащими.
Этот инцидент – прямое и самое зримое доказательство того, что турецкое государство не рассматривает ИГИЛ как угрозу. Когда ИГИЛ правило в регионе, турецкие войска не выводили солдат, Турцию не волновала сохранность могилы Шаха. Как Военный совет Манбиджа, мы не принимали никакого участия в заключении того соглашения. Это соглашение было достигнуто между ОНС и Турцией, но мы были свидетелями тогдашних событий.
- Выходит, турецкие войска начали атаковать сразу после освобождения Манбиджа. Каковы были масштабы этих ударов и какое влияние они оказали на Манбидж?
- Шесть лет назад мы сражались с ИГИЛ в районе города Манбидж и вели бои в некоторых кварталах города. Но нападения и угрозы Турции в отношении нашего города не прекращались со Дня его освобождения от террора. Вскоре после освобождения Манбиджа Турция и наемные вооруженные группировки, воюющие на ее стороне, принялись атаковать нас в деревне Арима. Тогда турецкое государство использовало истребители. С тех пор начались и так и не прекратились гаубичные обстрелы Манбиджа, снова и снова предпринимались попытки проникновения. Турецкое государство постоянно угрожало вторжением в Манбидж. Другими словами, со дня освобождения города гул войны на фронте слышен, как и прежде, хотя время от времени он утихает или становится громче.
После освобождения Манбиджа турецкие ВВС начали обстреливать город и близлежащие деревни, используя вооруженные беспилотники, нанося бомбовые удары с помощью спящих ячеек ИГИЛ. Турция намеревалась посеять страх среди населения, дестабилизировать регион и вынудить людей бежать. Целью было создание хаоса, чтобы помешать восстановлению общественной системы в Манбидже, рухнувшей после войны, и создать препоны развитию торговли. Эти нападения организовывались из Баба и Джераблуса.
Кроме того, противник был намерен провоцировать конфликты между курдами, туркоманами, арабами и черкесами. Но его усилия оказались безуспешными. Жители Манбиджа продолжали укреплять свое единство и солидарность. После освобождения города они восстановили свои органы самоуправления и разрушенную экономику.
Прошло шесть лет с момента освобождения Манбиджа. Когда мы начали нашу освободительную операцию, мы дали слово, что сделаем Манбидж образцовым городом среди районов, освобожденных от ИГИЛ. Несмотря на все атаки со стороны турецкого государства и его наемников, которые Манбидж видел с тех пор, это обещание было выполнено в немалой степени. Жители Манбиджа создали свою собственную систему самоуправления, оказания муниципальных услуг, восстановили экономику и постоянно совершенствуют то, что успели сделать. Мы, Военный совет Манбиджа, уже шесть лет развиваем силы самообороны и систему защиты города. Мы тоже достигли важного уровня в нашем деле.
* - террористическая организация, запрещена в РФ