Сирия

Саджа аль-Хувайди: в Дейр эз-Зоре организуется демократическое гражданское общество

После освобождения Дейр эз-Зора силами СДС в 2019 году было создано множество структур, начиная от женских институтов, муниципалитетов, коммун, советов и заканчивая организациями гражданского общества.

Город Дейр эз-Зор на северо-востоке Сирии был регионом, который дольше всего — с 2014 по 2019 год — находился под оккупацией и правлением террористов ИГИЛ*. Несмотря на то, что город был освобожден Силами демократической Сирии (СДС) в марте 2019 года, он известен как место, где ИГИЛ разместила множество своих ячеек. Известно также, что эти ячейки получают поддержку из районов, контролируемых турецким государством, и направляются турецкими спецслужбами. По этой причине регион постоянно подвергается атакам как со стороны сил правительства Дамаска, так и со стороны различных группировок, государств и ячеек ИГИЛ.

Несмотря на усилия, прилагаемые этими силами для дестабилизации региона, Автономная администрация и население Дейр эз-Зора продолжают создавать свою собственную систему в рамках проекта демократического государства и системы демократического управления, которые пытается построить Автономная администрация. Было создано множество структур, от системы обороны до подразделений профессиональной безопасности, от женских институтов до муниципалитетов, от коммун до советов и неправительственных организаций. Одним из таких институтов являются демократические организации гражданского общества, созданные в Дейр эз-Зоре Движением демократического общества (ДДО).

Саджа аль-Хувайди, член ДДО, сообщила, что организации гражданского общества в регионе Дейр эз-Зор начали создаваться в 2021 году, и рассказала о процессе формирования организаций гражданского общества в регионе:

«В 2021 году в Дейр эз-Зоре началось создание организаций гражданского общества. Этот процесс возглавило ДДО. Конечно, на этапе становления возникли некоторые трудности, потому что общество вначале не могло принять эти институты из-за менталитета, навязанного ИГИЛ. Например, первый вопрос, который они задавали: «Зачем существуют эти учреждения, кому они будут служить?» Однако самой большой трудностью были ячейки ИГИЛ, организованные в регионе. Несмотря на все эти препятствия, мы постепенно начали создавать наши учреждения.

Сначала мы начали с профессиональных союзов: мы создали союзы врачей, водителей, фермеров, юристов, ветеринаров и рыбаков. Были сформированы профессиональные палаты, в которых каждый союз имел своих представителей. Цель этих организаций заключалась в том, чтобы каждая профессиональная группа могла искать решения своих проблем, развивать свою работу и выполнять свои профессиональные обязанности в рамках правового поля. Все организации объединены под зонтиком ДДО и действуют в рамках законов, установленных автономной администрацией.

В 2023 году на конференции ДДО были избраны сопредседатели организаций гражданского общества, и организация этих учреждений была завершена. Таким образом, все эти организации были объявлены по всей северо-восточной Сирии. Все организации собрались под крышей Демократического общества конфедерализма. Демократическое общество конфедерализма, основанное в 2023 году, призвано расширить поле и уровень работы. Многие организации гражданского общества работали независимо друг от друга. Важно было собрать их под крышей более организованной структуры. Эти организации гражданского общества также будут играть роль в политической сфере, смогут влиять на развитие событий в регионе и контактировать с политическими партиями».

Саджа аль-Хувайди продолжила: «Вначале нашей целью было объединить небольшие профсоюзы. Но сегодня число членов некоторых союзов перевалило за тысячу. В частности, профсоюз фермеров — самый крупный среди этих групп, потому что наш регион — это регион, где сельское хозяйство и фермерство наиболее интенсивны. Союз фермеров насчитывает 60 тысяч членов. Организация 60 тысяч человек в таком регионе, как Дейр эз-Зор, — это большое достижение. Союз торговцев, с другой стороны, насчитывает тысячу членов, и мы разработали план проектов, которые они смогут реализовать в будущем.

Система демократического гражданского общества построена на демократических принципах. Прежде чем принять решение, проводятся конференции или большие собрания с участием всех членов. Здесь проводятся обсуждения и голосование. Эти конференции и собрания касаются всех организаций. Решения и планы доводятся до сведения всех организаций в северо-восточной Сирии, и мы видим значительный положительный эффект на практике.

До появления демократической организации гражданского общества во многих вопросах возникали трудности и путаница. Однако с развитием этой организации между институтами была создана система, которая сыграла эффективную роль в обучении и повышении осведомленности общества. На встречах, семинарах и тренингах, проведенных с момента создания этих организаций, система самоуправления и проект демократической нации широко обсуждались и разъяснялись общественности. На этих встречах также обсуждается система демократического общества. Мы видим, что эта деятельность привела к очень позитивным изменениям в обществе. Наиболее конкретным примером этого может служить реакция людей во время атак на регион.

Социальная структура нашего общества по большей части зиждется на трайбализме, и вожди племен оказывают серьезное влияние на людей. Вожди, участвующих в проекте демократической нации, были теми, кто мотивировал людей и побуждал их выступить против нападений, особенно во время крупных атак. При любой возможности они заявляли, что у них нет другого выхода, кроме автономной системы управления и проекта демократической нации. Они были в первых рядах всех демонстраций против атак. Кроме того, деревни, расположенные у кромки воды, напрямую объединили усилия с силами обороны для своей защиты. Демократические гражданские организации выступают в роли своеобразного представителя между Автономной администрацией и народом. Благодаря этим институтам люди могут напрямую делиться своими требованиями с администрацией. Другая задача демократических гражданских институтов — просвещать людей и добиваться того, чтобы они осознавали свою роль и миссию в существующей системе. Эти институты также играют важную роль в укреплении доверия между населением и региональными ассамблеями. Число людей, вовлеченных в демократические гражданские организации, превышает 20 000 человек, не считая профсоюза фермеров. Профсоюз фермеров насчитывает 60 тысяч членов. В этом смысле мы можем сказать, что организации гражданского общества — это голос народа».

Саджа аль-Хувайди заявила, что ИГИЛ, правительство Дамаска и многие другие силы пытаются внести смуту в регион, но они борются с этой ситуацией, добавив, что самый сложный вопрос — убедить женщин принять участие в организациях гражданского общества:

«В Дейр эз-Зоре многие партии основали свои организации и ячейки для создания беспорядков в регионе. Это группы, связанные с правительством Дамаска, и они прибегают к всевозможным играм, чтобы посеять смуту в Дейр эз-Зоре. Кроме того, ИГИЛ также пытается посеять смуту в регионе. Разумеется, все это оказывает серьезное влияние на общество. Наша главная задача — предотвратить это, а также привлечь внимание и организовать людей против этих нападений и специальной военной политики.

Демократические гражданские институты создавались тут в течение трех лет. Мы столкнулись с трудностями, особенно сложным вопросом было обеспечение участия женщин в этих институтах. Нелегко за один день организовать женщин, которые годами подвергались сильному угнетению и темному менталитету, и заставить их принять участие в работе таких институтов. Самым большим препятствием были племена. Ранее в этом регионе не организовывались подобные учреждения. Это был первый случай, и племена в основном использовали это как оправдание. Они утверждали, что подобных учреждений в регионе раньше не существовало, и поэтому они не хотят, чтобы женщины принимали участие в этих учреждениях. Они заявили, что не хотят, чтобы женщины часто выходили из дома, и поэтому не считают целесообразным участие женщин в этих учреждениях. Чтобы преодолеть это, мы организовали множество встреч и тренингов. Нам потребовалось много сил и времени, чтобы изменить эту ситуацию. Мы даже пытались заручиться их поддержкой, проводя встречи с вождями племен и многократно посещая семьи. Этот процесс занял много времени, но постепенно они начали принимать это. Постепенно они приняли институты и начали доверять этому проекту. Они также начали воспринимать себя как часть этой системы.

На данном этапе женщины очень комфортно чувствуют себя в институтах, они даже выполняют свою работу на уполномоченном уровне, и в некоторых местах их число превышает число мужчин. Эти события, конечно, придают нам сил. Потому что долгое время велась великая борьба, за которую пришлось заплатить высокую цену, были перенесены большие страдания, и достигнутый сегодня рубеж является для нас большим источником боевого духа. Конечно, нельзя сказать, что мы полностью преодолели все проблемы и трудности. Однако я могу заявить, что в таком месте, как Дейр эз-Зор, женщины смогли реализовать 60 процентов желаемого во всех сферах жизни, начиная с образования и заканчивая учреждениями и собраниями. Только в сфере образования сегодня работают 4 тысячи женщин-учителей.

В профсоюзе фермеров снова 10 тысяч женщин. Это результат нашей борьбы и придает нам огромный боевой дух. Поддержка и сила, которую женщины оказывают друг другу, становится все больше и больше. Женщины в этих организациях не ограничиваются своими учреждениями; у нас есть организация, которая объединяет всех. Иногда мы работаем вместе. Мы проводим совместные обсуждения и проекты с другими женскими организациями и формированиями, чтобы привлечь больше женщин к такой работе. В будущем у нас есть более масштабные проекты; мы работаем над их реализацией. Наша главная цель — дальнейшее распространение и развитие проекта демократической нации в соответствии с философией Абдуллы Оджалана».

*- террористическая организация, запрещена на территории РФ