Несколько дней назад министр иностранных дел Объединенных Арабских Эмиратов Абдулла бен Заид Аль Нахайян посетил Дамаск после многолетнего перерыва. Визит произошел после телефонного разговора между Башаром Асадом и наследным принцем Абу-Даби Мухаммедом бен Заидом Аль Нахайяном.
Кроме того, сближение арабских стран и сирийского режима началось после событий в Дараа, куда вмешалась Иордания, чтобы разрешить эту напряженность. Король Иордании посетил Россию и Соединенные Штаты Америки, а президент Сирии Башар Асад совершил телефонный звонок королю Иордании Абдалле II. Министр обороны правительства сирийского режима также посетил Амман и встретился там со своим иорданским коллегой.
Наблюдатели считают, что эти события, произошедшие после инаугурации президента США Джо Байдена в январе, стали кульминацией курса на нормализацию отношений с правительством сирийского режима, который ОАЭ взяли некоторое время назад.
Усилия арабских стран при посредничестве России могут быть связаны с шагами, которые Россия предпринимает в отношении Израиля, поскольку эти страны нормализовали отношения с Тель-Авивом. Кроме того, с июня идет активный российско-американский диалог в Сирии. А совместные оценки Израиля и России о присутствии Ирана и «Хезболлы» в Сирии могут включать открытие каналов диалога с сирийского правительством.
Америка прощупывает почву в отношения с правительством сирийского режима
В свою очередь, Соединенные Штаты Америки подтвердили, что они не поддерживают никаких усилий арабских стран по поводу сближения с сирийского правительством, если только последнее не участвует в эффективном политическом решении сирийского кризиса. Однако несмотря на то, что Америка не дала зеленый свет для арабских стран по поводу нормализации отношений с сирийским правительством, она не дала и красного света по этому поводу.
Эта американская позиция по поводу всего происходящего в регионе, рассматриваемая сообществом политических экспертов и наблюдателей, является прощупыванием намерений сирийского правительство в отношении политического урегулирования сирийского кризиса. Кроме того, визит короля Иордании в Вашингтон и Москву в течение последнего периода, а также его телефонный разговор с Башаром Асадом и открытие сирийско-иорданской границы несколько месяцев назад произошли в этом же контексте.
Экономические интересы.
В сообщениях Соединенных Штатов Америки по этому поводу высказывалось предположение, что сближение между Объединенными Арабскими Эмиратами и сирийского правительством может быть полезно обеим сторонам. В этих сообщениях также указывалось, что Объединенные Арабские Эмираты являются местом проживания тысяч сирийцев, и многие из них работают там и отправляют деньги на родину, что происходит в свете катастрофической ситуации в районах, контролируемых правительством сирийского.
Кроме того, у Иордании в этом плане тоже есть свои интересы, поскольку она страдает от обветшалой экономики. В свете этого министры энергетики в правительстве Сирии, Ливана, Иордании и Египта недавно встретились в столице Иордании (Аммане), чтобы обсудить пути доставки египетского газа в Ливан через Иорданию и Сирию.
Эти встречи состоялись после того, как Соединенные Штаты Америки согласились помочь Ливану решить его энергетический кризис, поставляя египетский газ через Сирию.
В свете того, что происходит в регионе на политическом уровне, аналитики полагают, что основной движущей силой для возобновления работы трубопровода является Иордания по своим экономическим причинам.
Несмотря на видное положение Эмиратов, Египта и Иордании, Саудовская Аравия, которая считается обладательницей власти в определении позиции блока стран Персидского залива, по-прежнему придерживается осторожной политики в этом плане и не показывает своей четкой позиции.
Американский писатель и исследователь Американского института предпринимательства (AEI) Майкл Рубин говорит: «Нереалистично думать, что Сирия отделится от иранской оси до тех пор, пока Асад находится у власти. С присутствием в Сирии, которое она не потеряет в ближайшее время, у России мало желания видеть, как Сирия меняет направление».
Озабоченность арабов ролью Турции.
Другим мотивом для этих арабских шагов является опасная роль Турции в Сирии и страх прихода «Братьев-мусульман»* к власти в их странах. Эти страны давно предупреждали об опасности «Братства» и его главного союзника - Турции, после того как Братство взяло под контроль власть в Ливии и Египте, а также благодаря проникновению Турции в Катар, граничащий с Эмиратами и Саудовской Аравией.
Стремясь предотвратить эту опасность, ОАЭ работали над установлением отношений с враждебными странами, граничащими с Турцией, такими как Греция и Кипр благодаря поддержке ливийского генерала Халифы Хафтара. Однако такие планы могут быть завершены по-другому, кроме как путем налаживания отношений с правительством сирийского режима.
Майкл Рубин, в свою очередь, говорит по этому поводу: «Турция не будет иметь большого влияния в районах Сирии, которые она не оккупирует. Сирийцы, за исключением радикалов, не любят Турцию, в то время как Эрдоган хочет возродить Османскую империю. Сирийцы помнят, какими они были, когда находились под властью Османской империи».
Изменился ли подход сирийского правительства?
После большой российской и иранской поддержки, которая способствовала провалу сирийского правительства, страны Запада и Востока недавно обратились к другому методу решения вопросов, и они неоднократно выражали это. Это подход, который заключается в изменении поведения сирийского правительство путем нормализации отношений с ним и постепенного использования метода «пряника» вместо «кнута».
Многие опасаются, что эти шаги по нормализации отношений с сирийского правительством без достижения политического соглашения по урегулированию сирийского кризиса подтолкнут правительство сирийского режима к мыслям, что оно победило всех, и будет работать над возвращением страны к состоянию до 2011 года, а это угрожает вернуть кризис в Сирии на круги своя.
По этому поводу Майкл Рубин говорит: «Правительство Асада в Дамаске может выпутаться из своей нынешней ситуации. Без той политики, которую вел Асад, в Сирии не было бы гражданской войны. Однако она в значительной степени выиграла эту войну. Вернуться к тому, как все было, будет уже невозможно».
* - террористическая организация, запрещена РФ