Калкан: клич «Да здравствует Оджалан!» будет звучать на всех площадях Науроза
В этот Науроз площади курдских городов переполнены, и повсюду можно слышать лозунг «Да здравствует Абдулла Оджалан!»
В этот Науроз площади курдских городов переполнены, и повсюду можно слышать лозунг «Да здравствует Абдулла Оджалан!»
Дуран Калкан, член Исполнительного совета Ассоциации обществ Курдистана, побеседовал с нами о текущей ситуации в Курдистане, на Ближнем Востоке и в мире. Помимо нынешнего праздника Нового года и его политического и социального значения в первой части этогоинтервью Калкан рассказал о борьбе за освобождение Абдуллы Оджалана.
- Наступает Новый год, во многих городах началисьпразднования, и люди собираются на площадях. Как вы относитесь к этим мероприятиям? Какое влияние они оказывают на общую борьбу? С чем вы хотели бы обратиться к людям?
- Началось время Науроза. По этому случаю, во-первых, я хотел бы поздравить дорогих товарищей, особенно Абдуллу Оджалана, курдов, все прочие народы, женщин, молодежь, всех наших друзей-интернационалистов, рабочих и трудящихся. Я желаю всем тем, кто борется за свободу и демократию, больших успехов в новом году.
Мы встречаем этот год в рамках глобальной кампании за освобождение курдского лидера. Ранее мы уже объявили этот Науроз временем борьбы за свободу Оджалана, и этот праздник считается временем встречи года свободы и победы. Уже в первые дни участие в его мероприятияхприняли миллионы людей. На улицы и площади вышли огромные массы – как в северном Курдистане, так и в южном, в Рожаве, за рубежом и в странах Европы. Уже очевидно, что если мобилизация будет продолжаться, то к дню Науроза на эти шествия выйдут десятки миллионов. Основная масса людей еще не мобилизовалась. Амед ещё не показал всю свою силу, так же как Германия и Европа в целом. Шествия в Рожаве только начинаются. Празднества в Рожхилате начались с Махабада. Восстания женщин и народа Рожхилата продолжаются в дни встречи Нового года. Люди требуют свободы во весь голос.
Первые шаги уже сделаны, и миллионы людей вышли на площади. Скоро на улицах и площадях окажутся, возможно, 30-40 миллионов. Это самый величественный, массовый и в то же время исполненный энтузиазма и надежд Новый год за всё время. Люди понимают истинное значение Нового года. Мы видим огромный энтузиазм. Площади переполнены, повсюду слышен лозунг «Да здравствует Абдулла Оджалан!». Народ призывает к освобождению курдского лидера. То же самое говорят и ораторы, выступающие перед толпами.
Мы видим энтузиазм и воодушевление, мы слышим четкие требования нашего народа. В этот Новый год мы полны решимости добиться свободы для Оджалана. Наша глобальная кампания за его освобождение достигла пика к Наурозу. При таких темпах у нас не будет необходимости в следующем этапе, потому что вскоре наступит кульминация.
Люди собираются и выдвигают эти требования с огромным энтузиазмом. Это курдский народ, женщины, молодежь, рабочие и трудящиеся, другие народы Ближнего Востока. Это всё человечество, молодые мужчины и женщины, рабочие – все угнетенные. Мы видим пример глобального единства. Никто уже не сможет остановить эти массовые шествия. Никто не сможет стать на пути марша, идущего к свободе.
Курдский народ и наши товарищи, а также все угнетенные требуют свободы для Абдуллы Оджалана. Они добьются успеха. Этот Новый год не только вывел глобальную борьбу за освобождение Оджалана на высшую стадию, но и продемонстрировал её победы и достижения. Новый год будет победоносным. Эту борьбу невозможно остановить, она неудержима.
Мы видим горячий энтузиазм не только в том, чтобы праздновать этот день – это энтузиазм бороться и энтузиазм добиваться освобождения. Это не обычный праздник. Это день сокрушения рабских цепей, день разбитых кандалов, день возрождения. Об этом свидетельствует народный энтузиазм. Разве это не соответствует легенде и духу Науроза? Говорят, что Науроз – это начало нового дня, нового года и возрождения. Прямо сейчас миллионы, десятки миллионов людей переживают освобождение и осознают подлинное значение свободы. Этот великий марш за свободу – марш, который невозможно остановить. Стремление к свободе наших женщин и молодежи, всего угнетенного человечества и всех народов неудержимо. Они будут добиваться победы.
Оджалан говорил: «Науроз обрел новое значение и подлинную красоту с появлением освободительного движения». Это действительно так. Он добавил: «РПК не зря была создана в день Науроза». РПК – это партия обновления, и курдский народ стал народом Науроза благодаря борьбе Рабочей партии Курдистана. Каждый Науроз увеличивал масштабы нашей борьбы и привносил в неё новые аспекты. Таким образом, освободительное движение за свободу и марш свободы стали новой реальностью нашего народа, которая формировалась благодаря Наурозу. Основой народной борьбы послужили принципы свободы женщин.
Конечно, следует отметить, что все эти достижения основаны на трудах Оджалана. Он зажег факел свободы и переосмыслил парадигму борьбы. Он сформировал новую политическую теорию, философию и способы борьбы и передал их курдскому народу. Он указал дорогу в будущее женщинам, молодежи и всем угнетенным народам. Так он показал нам путь Науроза, подчеркнув, что тот, кто сражается в духе сопротивления, победы и единства, добивается успеха. Теперь Науроз ассоциируется с парадигмой Абдуллы Оджалана.
На этой ноте я с уважением, любовью и благодарностью отдаю дань памяти всем павшим героям Науроза, вспоминая наших доблестных товарищей Мазлума Догана, Зекие, Рахшан, Бериван и Ронахи. Сотни партизан пали смертью храбрых в дни Науроза. Все они внесли свой вклад в то, что мы называем Наурозом сегодня. Сегодняшний день ассоциируется в первую очередь с сопротивлением МазлумаДогана.
В день Науроза 1977 года я был в Амеде (Диярбакыр) с Мазлумом Доганом. До Науроза оставалось несколько дней, это было, вероятно, где-то 15-16 марта, и мы хотели написать листовку для распространения к празднику. Мы решили сделать это, поскольку вокруг Науроза назрел ажиотаж. Мы сели, и пока он говорил, я печатал на машинке. Мы потратили на это часы, пока не написали страницу текста, который нас устроил. Товарищ Мазлум использовал все правильные и прекрасные слова, которые знал, чтобы описать Науроз. Мы не распространяли этот текст, потому что товарищ Хаки уже подготовил листовку в Антепе и прислал её нам. Мы оставили только один экземпляр нашего текста и распространили ту листовку, что нам прислали из Антепа.
Что я хочу сказать теперь? Для товарища Мазлума Науроз был воплощением добра, красоты, истины и свободы. У него было такое глубокое понимание Науроза. Следовательно, не случайно он пожертвовал собой именно в этот день. Вот почему Абдулла Оджалан называет его современным Кавой. Усилия курдского лидера и борьба наших героев сделали Науроз уникальным днем.
Сегодня именно это сознание, этот дух мобилизует миллионы и десятки миллионов людей, требующих свободы. Все называют это сопротивлением МазлумаДогана. Этот дух свободы действительно велик. Конечно, на наших плечах лежит великий долг и большая ответственность. Мы должны устранить и преодолеть все противоречия, стоящие перед нами. Мы должны сделать этот шаг в ближайшее время. Пришла пора бороться со всем энтузиазмом и праздничным волнением. Мы должны воспринимать Науроз, как великий день сопротивления, день свободы и раскрепощения. Пора исправить ошибки и недостатки. Мы должны пережить обновление в традициях Науроза, в традициях сопротивления угнетенных, в традициях истинной свободы. Это единственно правильный подход к Наурозу. Такова наша позиция.
Я ещё раз поздравляю всех вас с Наурозом, но в то же время я призываю сделать ближайшие дни временем активных действий и требовать освобождения Абдуллы Оджалана на улицах и площадях. Я призываю весь северный Курдистан объединиться в Амеде. Я призываю наших сограждан в Европе превратить организованный Науроз в самый яркий Новый год в истории. Я призываю жителей Рожавы, южного Курдистана и курдский народ во всем мире, детей, стариков, молодежь, женщин, мужчин, всех и каждого из вас, заполнить площади в этот день и показать миру свою волю. Это битва воли. Требовать освобождения Оджалана означает требовать вашей собственной свободы, вашего права на существование, права быть курдами. Это значит участвовать в борьбе за свободу, объединяться ради общего будущего. Курдская свобода – это залог свободы всех народов.
Науроз указывает путь каждому из нас. Это маяк надежды для всех угнетенных, путеводитель и маяк. Поэтому все должны объединиться и превратить этот день в настоящий Новый год свободы и победы. Так звучит мой призыв.
- Одиночное заключение Абдуллы Оджалана продолжается, пока продолжается и борьба за его освобождение. Что вы можете рассказать нам о сопротивлении на Имралы?
- Во-первых, я хотел бы с уважением поприветствовать курдского лидера. Прошло три года, и за это время во внешний мир не поступало никакой информации о ситуации на Имралы. Нет никаких намеков на то, что положение дел хоть как-то изменилась. Недавно врачи выразили обеспокоенность в своем заявлении, в котором они задавались вопросами о состоянии здоровья курдских политзаключенных в островной тюрьме. Это заявление появилось достаточно поздно, хотя оно было очень важным. Теперь необходимо предпринять аналогичные усилия. Нам нужно усилить правовую борьбу с этой ситуацией и рассмотреть другие методы. Очевидно, что достичь чего-то можно только путем борьбы. Текущая ситуация изменится только в том случае, если мы будем действовать. Вот почему борьба так важна.
10 октября началась глобальная кампания под лозунгом «Свободу Абдулле Оджалану – политическое решение курдского вопроса». На самом деле, следует подчеркнуть, что эти вопросы взаимосвязаны. Борьба в рамках этой кампании достигла своего пика в 25-ю годовщину системы Имралы, в годовщину международного заговора – 15 февраля.
Инициаторы кампании заявили, что её первый этап завершен и теперь начался второй этап. И действительно, 26-й год сопротивления заговору и системе изоляции начался с интенсивных акций протеста в четырех частях Курдистана и по всему миру. Мы видим массовую мобилизацию. Итак, вторую фазу сопротивления можно назвать массовой. 8 марта протесты продолжились. Женщины требовали свободы в четырех частях Курдистана и за рубежом, и их борьба была частью глобальной кампании в поддержку Оджалана. Женщины поддерживали курдского лидера и требовали его освобождения. Эти протесты были важнейшей частью второго этапа кампании.
Теперь Науроз станет апогеем этих протестов. Наша глобальная кампания становится всё более массовой. Похоже, что она превзойдет все массовые акции, которые имели место прежде. Всё это происходит благодаря усилиям курдского народа, женщин и молодежи, участников профсоюзов, рабочих, активистов других организаций, представителей культуры и искусства, интеллектуалов, политиков и правозащитников. Эти люди оказали нам самую горячую поддержку по всему миру. Это самые горячие сердца человечества. Сейчас эта тенденция усиливается. Почему мы видим эту тенденцию? Потому, что система пыток, одиночного заключения и геноцида, эпицентром которой стала тюрьма на Имралы, беспрецедентна, и человечество считает это явление неприемлемым. Это вопрос универсальных норм права и фундаментальных моральных принципов. Независимо от того, оцениваете ли вы на текущую ситуацию с моральной или юридической точки зрения, это неприемлемо. Ни один нравственный, законопослушный человек не должен мириться с системой Имралы. Вот почему люди требуют свободы для Абдуллы Оджалана.
Курдский лидер осуществил на Имралы величайшую в истории революцию умов. Он разработал новую парадигму, которая указывает путь к освобождению для всех угнетенных. Несмотря на все ограничения, препятствия и притеснения, ему удалось завершить свой фундаментальный труд.
Прямо сейчас мы сталкиваемся с третьей мировой войной, которая разрушает всё вокруг нас, создавая глобальную угрозу человечеству. Капиталистическая система терпит крах. Люди ищут возможности выживания. Оджалан дал ответ о том, как можно бороться с таким кризисом, в своей новой парадигме. Люди видят путь к свободе в его трудах. Угнетенные народы, женщины мира приняли постулаты жинеологии. Те, кто живут под давлением национальных государств, приняли постулаты демократического конфедерализма. Те, кто находятся под давлением бюрократии, принимают концепцию нравственного общества. Где бы человек ни страдал от угнетения со стороны нынешней власти, государственной системы и глобального капитализма, у него есть выход. Каждый может увидеть и принять путь освобождения от угнетения, эксплуатации и преследований в рамках парадигмы Оджалана. Единственная недоработка заключается в том, что эта парадигма недостаточно известна в странах мира. Когда этот недостаток будет преодолен, глобальная поддержка идей курдского лидера будет расти.
Некоторые называют известнейшего курдского политзаключенного философом, другие говорят, что он лидер своего народа, но все они видят в Оджаланепроводника, указывающего им путь к свободе. Чем больше знаний, созданных его усилиями, будет передано человечеству, тем быстрее наступит будущее. Нам необходимо верить в это и продолжать работать в данном направлении.