Что сейчас происходит в Киркуке?
Все стороны, рассчитывающие на влияние в Киркуке, продолжают, играя на различных противоречиях, усиливать свои позиции, они позволяют событиям развиваться естественным образом, но при этом в управляемом режиме.
Все стороны, рассчитывающие на влияние в Киркуке, продолжают, играя на различных противоречиях, усиливать свои позиции, они позволяют событиям развиваться естественным образом, но при этом в управляемом режиме.
Все стороны, рассчитывающие на влияние в Киркуке, продолжают, играя на различных противоречиях, усиливать свои позиции, они позволяют событиям развиваться естественным образом, но при этом в управляемом режиме. Учитывая триггерную роль происходящих событий, всё это может перекинуться на Багдад, Мосул, Тикрит и Хавиджу.
Одной из главных причин хаоса и непрекращающихся конфликтов на Ближнем Востоке в последние сто лет является Лозаннское соглашение. Киркук, которому было уделено много места в этом договоре, продолжает оставаться важным центром различных событий, которые так или иначе связаны с заключёнными в то время соглашениями, определившими нынешнюю оккупацию Курдистана. При этом Турция, Иран, Ирак и другие региональные силы, имеющие свои виды на регион, не прекращают попыток использовать здесь влияние.
В то время как Киркук и его подземные ресурсы не перестают привлекать внимание самых разных сторон, основной силой, представляющей угрозу и имеющей чёткие планы, опирающиеся на исторические расчёты, является Турция. Одна из главных задач турецких оккупантов, стремящихся поглотить буквально всё – от малейшего города Южного Курдистана до оборонительных зон Мидии – является восстановление контроля над Киркуком.
В рамках Турецкого национального пакта – Мисак-и Милли, принятого 104 года назад, весь Курдистан, в том числе северный Ирак и северная Сирия, рассматриваются как часть Турции, а Киркук занимает ключевое место в планах по восстановлению империи. Пытаясь расширить своё влияние в регионе при помощи политики неооттоманизма, Анкара активно взаимодействует с подконтрольной ей организацией Иракский фронт туркменов (ИФТ).
Проблемы Киркука уходят своими корнями в оккупацию Ирака Соединёнными Штатами и последующим присвоением статуса "спорной территории". При помощи подобной политики мировые гегемоны стремились получить рычаги давления на Ирак и на регион в целом. Эта политика продолжается и по сей день.
После того как в 2014 году джихадисты были изгнаны из Сирии и Ирака, многие регионы, в первую очередь Киркук, должны были подвергнуться перепланировке. Однако то, что ИГИЛ* вышел за определённые рамки и действовал вопреки интересам мировых и региональных держав, в определённой степени усложнило положение дел в регионе. Турция, пытавшаяся занять Киркук при помощи джихадистов, столкнулась с США и Ираном, не желавшими мириться с этим. 18 декабря 2023 года в городе, спустя 18 лет, на фоне неутихающих противоречий, прошли выборы в провинциальные советы, результаты этих выборов оказались настолько противоречивы, что сейчас даже нельзя сказать, что выборы в полной мере состоялись.
Патриотический союз Курдистана (ПСК), сумевший занять первое место на выборах, завоевав целых пять мест, считается самой влиятельной партией в Киркуке. Однако из-за неспособности различных сил города прийти к консенсусу, выборы главы города так и не состоялись. Одна из причин того, что пока так и не удалось выбрать единого кандидата, заключается в том, что благодаря турецкой поддержке туркмены завоевали большое влияние в городе.
Подлило масла в огонь заявление Эршада Салихи, представляющего вышеуказанный Фронт. Отметив, что они пришли к соглашению с ДПК, Салихи подчеркнул, что в рамках данного соглашения городом будут по очереди управлять курды, туркмены и арабы, сменяя друг друга "у руля" каждый год. Подобное заявление является отражением пожеланий Анкары, однако при этом трудно сказать, насколько высока вероятность реализации этих договорённостей на практике.
В то время как ни одна из сторон в городе не в состоянии полностью взять на себя управление, данное соглашение, продвигаемое Турцией через подконтрольную ей ДПК, направлено на то, чтобы создать проблемы для РПК. Даже если ДПК сумеет уладить все противоречия с ИФТ и арабами, ПСК, скорее всего, будет против такого положения дел. ПСК, с другой стороны, не требует от ДПК и других курдских сил, чтобы следующим главой города был именно представитель ПСК.
ДПК отреагировала на усиление ПСК по итогам выборов соглашением с ИФТ и укреплением позиций ПНД (Партия националистического движения в Турции) в Киркуке. Также стоит отметить, что, несмотря на все противоречия, ПСК и ДПК совместно контролируют восемьдесят процентов торговли в городе.
Конфликт между Турцией и Ираном, связанный с борьбой за власть в Киркуке через назначение нужного руководства, а также с тем, что из Киркука в Турцию идёт нефть, продолжает набирать обороты. Турецкая власть, стремящаяся полностью подчинить Киркук через ИФТ, готова прибегать в данном вопросе к любым средствам. Если Турция сумеет взять под контроль управление города и захватить провинциальный совет, то, в сочетании с контролем над системой безопасности города, это позволит Анкаре закупать здесь столько нефти, сколько ей нужно, по самым выгодным ценам.
Турция прилагает всяческие усилия, чтобы увеличить местное туркменское население – как в центре города, так и в его окрестностях. Помимо этого, Турция, вкладывая средства через различные компании, активно занимается развитием инфраструктуры, возводя здесь школы, больницы и торговые центры, строя дороги и т.д. Таким образом Анкара пытается закрепиться в Киркуке при помощи всех возможных способов и средств. Ожидается, что в ближайшее время Анкара продолжит действовать в подобном ключе, возможно, даже уделив Киркуку ещё большее место в своих планах.
Иран в свою очередь пытается укрепить здесь свои позиции черех Хашд аль-Шаби (Силы народной мобилизации). В последнее время члены Хашд аль-Шаби покупают всё больше и больше жилья в Киркуке. Подобные действия можно рассматривать как попытку увеличить местное шиитское представительство.
В прошлом году Федеральный суд Ирака, находящийся под влиянием Ирана, ограничил поставки нефти в Турцию, осуществляемые через нефтепровод Киркук-Джейхан, постановив, что это незаконно без одобрение Багдада. Размещение вооружённого контингента Хашд аль-Шаби вдоль нефтепровода от Киркука до Мосула содержит в себе тот же самый посыл и направлено против усиления позиций Турции в регионе.
В то же время можно сказать, что все заинтересованные стороны позволяют событиям развиваться естественным образом, но при этом в управляемом режиме. Таким образом, они, через использование противоречий, укрепляют свои позиции.
Учитывая триггерную роль происходящих событий, всё это может перекинуться на Багдад, Мосул, Тикрит и Хавиджу.
То, что в последние дни происходит в Мосуле, который имеет такое же важное значение, как и Киркук, также связано с вышеупомянутыми событиями и изменениями. Сообщается, что в Мосул были переброшены немалые боевые подразделения, подконтрольные Турции, при этом утверждается, что они в основном состоят из бывших джихадистов. Также, по слухам, Турция разместила ИГИЛовцев* на базе Башиха, подразделения Хашд аль-Шааб в свою очередь якобы занимают позиции вокруг Мосула. Также сообщается, что в сам Мосул прибыли около двух с половиной тысяч бойцов, представляющих силы безопасности Ирака. Можно сделать выводы, что все эти действия заставили мобилизовать свои силы сразу несколько региональных сил.
То, что подобная мобилизация сил в Мосуле проходит на фоне продолжающихся споров между Багдадом и Вашингтоном относительно присутствия контингента Международной коалиции в Ираке, говорит нам о том, что в регионе будут и дальше активно развиваться события.
*-террористическая организация, запрещённая на территории РФ