Как курдское освободительное движение взаимодействует с другими народами и религиозными сообществами? Какую позицию движение занимает по отношению к освободительной борьбе, например, борьбе палестинской народа или борьбе коренного и чернокожего населения США?
Председатели АОК (Ассоциации обществ Курдистана) Басе Хозат и Джамиль Байык отвечают на эти вопросы в четвертой части интервью для онлайн-портала Libyajamahiriya (https://libyajamahiriya.medium.com/).
Первая часть интервью была посвящена концепции независимости в рамках капиталистической современности и пониманию демократической автономии в конфедеративной системе, которую создал Абдулла Оджалан.
Во второй части сопредседатели исполнительного совета ассоциации курдских организации АОK (Ассоциации обществ Курдистана) ответили на вопросы о своей экономической модели и социально-экономическом развитии в Рожаве.
Третья часть беседы была посвящена успехам РПК (Рабочей партии Курдистана) в Курдистане.
– В Курдистане проживает множество представителей этнических меньшинств, таких как ассирийские христиане. Какие отношения у курдского освободительного движения с этими меньшинствами? Как оно работает с ними?
– РПК имеет богатый опыт работы с негативными последствиями национализма и враждебного отношения к различным этническим и религиозным сообществам. Поэтому, в силу своих социалистических убеждений и сочувствия к самым разным народам, она всегда придерживалась позиции, основанной на симпатии, дружбе и братстве по отношению к этим народам и религиозным группам. РПК – первое движение в Курдистане, которому удалось объединить под своей эгидой курдов-суннитов, алевитов и езидов. Даже на начальном этапе, когда была сформирована первая группа РПК, четверо из шести членов группы были курдами-алевитами. Среди первых ведущих кадров РПК были Хаки Карер и Кемаль Пир – две важнейшие ведущие фигуры турецкого происхождения. Многие турецкие товарищи пали в рядах РПК как героические бойцы сопротивления.
Мы также всегда относились к ассирийским христианам и армянам на основе симпатии, дружбы и братства. В РПК никогда не было места национализму. В Курдистане до сих пор проживает определенное количество сирийцев. РПК всегда поддерживала их в самоорганизации, свободном исповедании своей веры и создании собственного самоуправления, где бы они ни жили. Она также всячески поддерживала создание их собственных организаций и партий. Единственной целью поддержки было сохранение существования этих сообществ ради многообразия Курдистана.
Наше движение рассматривает Курдистан как общую родину ассирийцев и армян. Мы уважаем то, как эти сообщества называют места, где проживают, и высоко ценим то, что они считают Курдистан своей родиной и живут на его земле. РПК всегда занимала соответствующую позицию.
Сегодня, с идеей демократической нации, разработанной лидером Абдуллой Оджаланом, эта позиция основывается на еще более прочном историческом, социальном, идеологическом и теоретическом фундаменте. Это отношение подразумевает, что ассирийские христиане и армяне – равноправные народы Курдистана. Они имеют полное право жить автономно, пользуясь всеми правами и свободами. В надежде, что мы используем правильный термин для этого и что это не будет неправильно понято, мы можем даже сказать, что мы считаем «позитивную дискриминацию» по отношению к ним необходимой. Ведь они тоже пережили большую несправедливость в Курдистане. Даже если не по собственной политической воле, ряд курдов под эгидой правящих классов в некоторой степени участвовали в несправедливости, совершенной в отношении ассирийских христиан и армян. Сегодня, не зацикливаясь на подобных комплексах прошлого и не испытывая ни малейших сомнений, мы можем в значительной степени преодолеть эту историческую несправедливость, живя свободной и равноправной жизнью сообща на нашей общей родине.
Мы не питаем никакого негативного отношения к ассирийским христианам. Они пользуются всеми своими правами в Курдистане, без исключения. Пускай иногда они могут относиться к нам негативно из-за своих отношений с некоторыми государствами. Но мы не отвергаем, а осмысливаем это отношение. Что бы ни случилось, мы никогда не изменим своего отношения к ним. Потому что это отношение – то, что составляет суть нашей личности и характера. Если мы узнаем, что в Рожаве допускаются ошибки в этом контексте, мы используем свое влияние и стараемся внести вклад в исправление этих ошибок. Этот вопрос для нас более деликатен и важен, чем любой другой. Мы не можем смириться с несправедливостью по отношению к другим народам и религиозным группам. Если мы не будем проявлять эту деликатность, мы потеряем нашу собственную идентичность и характер. В то же время это будет означать, что мы проявим неуважение к лидеру Абдулле Оджалану – прим Он не терпит несправедливости по отношению к другим народам, религиозным группам и женщинам. Он также не прощает тех, кто повинен в такой несправедливости.
Мы регулярно и напрямую обмениваемся мнениями с партиями ассирийских христиан и нашими друзьями. Мы выполняем их требования и предложения настолько, насколько нам позволяют наши текущие ресурсы. Мы также рассматриваем имеющиеся у нас блага и ресурсы как их блага и ресурсы в том числе. Мы не делаем никаких различий в этом вопросе. Наши отношения с ними строятся в рамках равенства и справедливости. Таким образом, мы продолжаем отношения, установленные десятилетия назад лидером Абдуллой Оджаланом, основанные на взаимном уважении, и сопутствующий им стиль работы. Мы также всегда открыты для любой формы критики с их стороны.
– Каково отношение курдского освободительного движения к освободительной борьбе других народов, например, палестинцев или коренного и черного населения США?
– Как национально-освободительное движение, мы всегда с симпатией и интересом относились к национально-освободительной борьбе в других частях света. На нас также оказало большое влияние чтение книг представителей других национально-освободительных движений и пристальное наблюдение за их борьбой. В частности, в начале 1970-х годов огромное влияние на нас оказала национально-освободительная борьба во Вьетнаме. Мы считали Хо Ши Мина и Гиапа истинными лидерами национального освобождения. Слова Хо Ши Мина – «Нет ничего дороже независимости и свободы» – стали нашим главным лозунгом. Книга об истории Рабочей партии Вьетнама была тогда прочитана всеми нашими сотрудниками и сторонниками.
Палестинская борьба также оказала на нас непосредственное влияние. Лидер Абдулла Оджалан и наше движение отправились в Палестину еще до военного переворота 12 сентября 1980 года. Там они получили поддержку и увидели солидарность палестинцев. Наши первые партизаны проходили подготовку в палестинских лагерях. Когда наша партия отступила на Ближний Восток после фашистского военного переворота 12 сентября 1980 года, она также получила серьезную поддержку от палестинцев. Неоспоримо, что палестинский народ и его политические силы поддержали наше движение, чтобы помочь перегруппироваться после военного переворота и в то же время подготовиться к партизанской борьбе. Они навсегда останутся нашими друзьями по борьбе. Мы поддерживаем их освободительную борьбу.
До 1982 года, когда Израиль оккупировал Ливан, мы жили в тесном сотрудничестве в общих лагерях. В тогдашней войне против Израиля члены РПК сражались на передовой плечом к плечу со своими палестинскими сестрами и братьями. В боевых действиях против Израиля одиннадцать наших самых дорогих товарищей героически пали смертью храбрых и еще почти 20 человек были ранены. Эти павшие стали нерушимым мостом между нами и борьбой палестинского народа. Мы искренне верим, что палестинцы добьются свободы, демократии и самоуправления на своей родине. Они заслужили это право своей упорной борьбой. Лидер Абдулла Оджалан всегда рассматривал РПК не только как средство борьбы за свободу курдов, но и всех угнетенных народов. Соответственно, он принципиально ориентировал практику Рабочей партии Курдистана на освобождение всех угнетенных групп и религиозных сообществ в Курдистане и на Ближнем Востоке. Эта необходимость вытекает из нашей идеологии. В контексте такой идеологии к РПК присоединились разные народы. Ведь идея демократической нации, разработанная лидером Абдуллой Оджаланом, не основывается только на одной этнической группе, а включает в себя самые разные этнические и религиозные общины. Исходя из этого, мы поддерживаем освободительную борьбу за демократию всех угнетенных народов мира.
Мы считаем долгом всех социалистических и демократических движений и активистов поддерживать борьбу коренного и цветного населения США. Очень важно, чтобы права коренных народов были защищены и восстановлены повсюду в США. Как настоящие хозяева этой земли, они должны иметь возможность жить свободной и демократической жизнью на своей родине. Для этого важно, чтобы у них были все ресурсы, необходимые для такой жизни. Поэтому коренное население Соединенных Штатов должно иметь достаточно территорий, чтобы жить свободной и демократической жизнью.
Несомненно, темнокожее население США должно пользоваться теми же правами, что и все остальные граждане страны. Во всех областях социальной, культурной и политической жизни со всеми формами дискриминации и отчуждения должно быть покончено. Ни в одной сфере жизни не должно остаться неравенства. Человечество в целом, особенно в США, в долгу перед чернокожими. Этот долг должен быть оплачен путем признания самых основных прав цветных людей, обеспечивая им возможность жить полностью равноправной и свободной жизнью. Если у них этого не будет, ни США, ни все остальное человечество не смогут утверждать, что они действительно ценят равенство, мораль, справедливость, равенство, свободу и демократию.