Все, кто знал Алину, вспоминают ее с любовью. Вспоминают её волю и страсть к построению лучшего мира, её энергию, которой она заряжала других.
Алина родилась в Аргентине в 1986 году, получила медицинское образование на Кубе, и в 2011 году она начала изучать историю сопротивления курдского народа. Это событие определило ее характер и будущее. В последние годы жизни Алина жила в Рожаве и занималась реорганизацией системы здравоохранения этой территории в северной Сирии, которая заявила о своей автономии в 2012 году.
17 марта по дороге в город Хасеке, где она должна была встретиться с неправительственными организациями, случалилась авария. Алина погибла.
Сейчас вся Латинская Америка глубоко скорбит и делится воспоминаниями об Алине, мечтах и стремлению к жизни в справедливом мире, которыми жила эта героиня.
ВСТРЕЧА В ГАВАНЕ
Был обычный день в городе Гавана на Кубе. Эмилия Рохо сидела одна после торжественных мероприятий на Международный женский день. Но неожиданно её одиночество нарушила Алина. С тех пор они стали неразлучными подругами. И даже когда Алина уехала, они смогли сохранить свою дружбу: «В первый раз мы перекинулись парой слов. Она сказала мне, что только что вернулась из Курдистана. Тогда я впервые узнала о существовании Курдистана».
Эмилия - врач, как и Алина. Но не только это сблизило девушек. Эмилия заслушивалась вдохновляющими рассказами Алины о Курдистане: «Несомненно, я была в восторге от новой модели политического устройства общества, которая сформировалась в Курдистане, и от разрушения патриархальной системы».
Во время учебы Алина и Эмилия жили вместе на Кубе. Они объехали вместе весь остров, переживший в 1959 году революцию, которая вдохновила весь мир.
«Она была простой, ласковой и очень яркой женщиной. Но вместе с этим она постоянно анализировала свою жизнь. Она анализировала события, мысли, она сомневалась и всегда интересовалась у окружавших ее людей, правильно ли она поступает», - вспоминает подруга Алины.
«Думаю, самые выдающиеся качества, которыми обладала Алина – это желание и умение вести диалог, искреннее желание прислушаться ко всем точкам зрения и действовать в согласии со всеми. Она всегда стремилась обозначить для себя нечто общее между людьми, что объединяет всех», -- считает Эмилия.
ПРОЖИВАЯ ЖИЗНЬ
Серхед Чако знал Алину очень хорошо. Они постоянно говорили о Курдистане и делились самым сокровенным друг с другом.
«Я думаю, что главное в ней – это человечность. Именно этим в своей жизни руководствовалась Алина». -- рассказывает Серхед: «Легерин (прим. - Алина) никогда бы не прониклась настолько ситуацией курдских женщин, если бы в ней самой не было столько чуткости, нежности, которые проявлялись во всех её поступках».
«Во время разговора она всегда свободно и уверенно высказывала свои мысли, но относилась к собеседникам без осуждения и всегда уважала мнение других людей. Это говорит о том, что она была свободным человеком. Её душа была свободна, но не только её разум», - говорит Серхед.
Чако вспоминает письмо, которое он получил от Алины, где она рассказывает о жизни, о будущем, о проблемах. Алина поделилась с другом в письме о своих переживаниях о том, как она учится «рассеивать свои крошечные и вездесущие привилегии» и что ее задача «прочувствовать каждую мелочь, как единственную существующую в жизни».
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ: СОЦИОЛЬНОЕ
Даниэль Мараз – доктор, который так же, как Алина, поддерживает курдское сопротивление. Несколько недель назад он был в Европе для участия в масштабном мероприятии, посвященном освобождению Абдуллы Оджалана, курдского национального лидера, заключенного в тюрьму с 1999 года в Турции.
Даниэль познакомился с Алиной через своего друга из Курдистана. Они обсуждали многое, но Курдистан был всегда главной темой для разговоров, в особенности, проблема здравоохранения в Курдистане.
«У нас было множество разговоров о медицине», -- вспоминает Даниэль. – «Мы работали вместе и координировали проекты по развитию здравоохранения в Рожаве. В своих разговорах мы всегда касались того, каким должен быть врач, о моральных качествах врача и приоритетах в профессии».
Рассказывая о проекте, который они продумывали с Алиной, Даниэль объясняет, что главной идеей было «организовать интернациональную солидарность посредством здравоохранения с привлечением разных профессионалов, которые хотели бы предложить свою помощь, открыть свои сердца людям, которые в этом нуждаются».
После долгих разговоров с Алиной Даниэль еще долго вспоминал её активную деятельность и отдачу теме борьбы курдского народа. «Она была очень вдохновлена и предана курдской теме, настолько, что отдала за это свою жизнь», - говорит она.
Среди самых ярких воспоминаний у Даниэля об Алине - их бесконечные разговоры о том, как «найти профессионалов и добиться того, чтобы врачи оставляли комфортную работу ради того, чтобы помогать тем, кто остро нуждается в их помощи». «Самые длительные дискуссии заключались в том», - вспоминает Даниэль, - «Чтобы разбудить чуткость, вызвать эмпатию в медицинских работниках».
ВОСПОМИНАНИЯ О КОЛУМБИИ
Вилма Росио Алмендра Куигуаная из региона Каука в Колумбии. Вилма встретилась впервые с Алиной в июне 2017 года во время мероприятия в городе Пасто. «Мы сразу же почувствовали, что мы сестры, подруги, спутницы. Мы обнялись. Постоянно шутили и смеялись, танцевали», - рассказывает Вилма.
С той встречи в Колумбии Вилма и Алина постоянно вели дискуссии «где угодно», будь то автобус или такси, в баре или на улицах. «Она вдохновляла нас всех своими словами, взглядом и улыбкой. Мы заслушивались её рассказами всякий раз, когда она говорила об истории борьбы в Курдистане, о Революции женщин, о жинеологии, о том, как они продолжают свое героическое противостояние, чтобы освободить общество», - говорит она.
Вилма спрашивает себя: а что бы ей сказала Алина сегодня? «Мы сделаем всё, чтобы её дела остались жить. Как говорила Алина, капитализм нельзя уничтожить, не уничтожив государство, а государство не может быть уничтожено без разрушения патриархата», - поясняет Вилма.
«ГОРНАЯ РЕЧКА»
Сергио Паленсия из Гватемалы, социолог, исследователь войны в Гватемале и сопротивления народа. Он также поделился с нами своими воспоминаниями об Алине.
11 марта он написал ей сообщение, спрашивая, как она, потому что турецкое вторжение в Африн уже началось. «Мы исцелены ее любовью к жизни. Никаким эрдоганам никогда не удастся отобрать это у нас», - утверждает Сергио.
Сергио мысленно возвращается к их первой встрече с Алиной: «Сначала я не понимал, почему, разговаривая с таким отчетливым аргентинским акцентом, она использует местоимение «мы», когда говорит о женщинах Рожавы. Но потом я всё понял: она одна из этих женщин», - говорит Сергио.
«Мы все будем участвовать в бунте, исходя из опыта наших народов: из войны и сопротивления в Курдистане, из войны и сопротивления в Гватемале», -- делилась своими мыслями с Сергио Алина.
По словам Сергио, Алина была «как горная речка». Как-то раз Алина сказала Сергио: «Мы, женщины, знаем достаточно о насилии. Многие феминистские движения предпринимали различные меры по борьбе с насилием... В нашем движении курдских женщин это делается по-другому. Давайте избегать насилия, которое сводится к виктимизации. Когда мы анализируем друг друга, сравниваем себя с другими, мы сомневаемся в чужом опыте, эмоциях, чувствах, мы анализируем насилие даже женщины-бойца».
ЗНАЛИ ДРУГ ДРУГА ВСЕГДА
Эммануэль Розенталь из Пуэбло-Эн-Камино, Колумбия, говорит, когда они впервые встретились, они почувствовали, будто знают друг друга всю жизнь.
Алина, по словам Эммануила, «ни для кого не осталась в прошлом».
Он объясняет, что рядом с ней все чувствовали себя иначе: «Мы оказывались будто бы в поиске, мы задавались множеством вопросов, мы сомневались».
Эммануэль вспоминает, что вместе с группой товарищей, среди которых была Алина, они планировали провести встречу для женщин, которая спустя несколько дней должна была открыться и для участия мужчин.
«Мы не только согласились на это, но были так взволнованы и полны энтузиазма», - рассказывает он.
С Алиной, по рассказам Эммануила, можно было поделиться самым личным и сокровенным: «Мы делились своими сомнениями, мы не стеснялись говорить о тоске, усталости… Мы изливали друг другу душу, а Алина делилась своей энергией».
***
"Искательница правды" именно так Женские Отряды Самообороны (ЖОС) назвали Алину в официальном заявлении о смерти своей боевой подруги: «У Легерин были революционные мысли и чувства, которые объединяли свободу и надежду всего мира».
Алина наполнила Латинскую Америку поисками истины, революционными мыслями, надеждой о лучшем мире, чтобы вместе строить антипатриархальный, эгалитарный, полный солидарности свободный мир.
«Время полно духов. «Это невозможно», - говорит наука. Нет! Горы, укутанные облаками, говорят мне «возможно». Они идут, оставляя следы на пути жизни. Они руками гладят ветер, общаются с прошлым, настоящим и будущим, рассказывают истории, шепчут нам секреты. Они – это наша память». (Слова Хуана Куилано Алине, Легерин)
Источник: Фернандес Лукреция и Леандро Альбани / "ФратНьюс" / Курдистан – Латинская Америка