Жертвы землетрясений в Турции в центре маршей в честь Международного женского дня
Землетрясения, разрушившие 11 провинций на юге Турции, также усилили социально-экономическое неравенство между мужчинами и женщинами в регионе.
Землетрясения, разрушившие 11 провинций на юге Турции, также усилили социально-экономическое неравенство между мужчинами и женщинами в регионе.
«Разрушения, которые вы здесь видите, хуже войны», - сказала Зейнеп Койгулу Есильдаг. Она живет в самодельной теплице, вместе со своей семьей. Два землетрясения разрушили ее дом в Есилькой, деревне в провинции Хатай. «Здесь ничего нет - ни палаток, ни еды, ни воды. Но мы должны идти дальше».
Когда рано утром 6 февраля на юго-востоке Турции произошло первое землетрясение магнитудой 7,8, Есильдаг находилась не у себя дома с мужем и тремя детьми, а в доме с одной спальней у своей прикованной к постели матери. Она не могла самостоятельно вывести мать из дома и оставалась внутри, пока рушилось здание. В конце концов, ей удалось покинуть дом, и с помощью мужа они отвезли мать, находящуюся на поздней стадии рака, в оранжерею; они прибыли туда до того, как в полдень произошло второе землетрясение. Находясь в плохих гигиенических условиях, без медицинской помощи и не имея возможности добраться до больницы, мать Есильдаг умерла через несколько дней. «Она провела свои последние дни в совершенно ужасных условиях в теплице», - рассказала Есильдаг изданию Al-Monitor.
Спустя месяц после землетрясения мать троих детей с трудом заботится о своей семье; они решили остаться на своей земле, а не ехать в один из палаточных городков. «Мы попросили палатки, но нам сказали, что их нет. Вчера я целый час шла пешком, чтобы купить несколько пакетов с едой, - сказала она. - Я стараюсь поддерживать минимальные гигиенические стандарты - вокруг ходит много болезней, особенно от них страдают женщины. Моя невестка уже больна».
В соседнем Газиантепе, крупнейшей из 11 провинций, пострадавших от землетрясений-убийц и сотен афтершоков, депутат от оппозиции Айлин Назляка сказала, что ситуация в палаточных городках не лучше. «Жертва землетрясения в Адиямане рассказала мне, что смогла получить палатку только через 15 дней, - говорит Назляка, глава женского отделения Республиканской народной партии (РНП), журналистам на пресс-конференции, приуроченной к Международному женскому дню 8 марта. - Сейчас они живут двумя семьями в одной палатке с двумя кроватями, что означает, что им приходится спать по очереди».
В этом году женщины, пострадавшие от землетрясения, были в центре внимания турецких мероприятий, посвященных Международному женскому дню. Женский митинг в воскресенье, организованный платформой We Will Stop Femicides, призвал правительство уйти в отставку после того, как оно не смогло предотвратить халтурное строительство до землетрясения и своевременно оказать экстренную помощь людям после катастрофы. Когда в среду днем женщины собрались в Стамбуле на традиционный ночной марш женщин, Amnesty International заявила, что призыв к действиям «особенно актуален» после землетрясения. «Сегодняшний марш должен пройти без запретов, избиений и другого полицейского насилия, которыми были омрачены предыдущие годы. Призывы мирных демонстрантов к действиям по защите прав человека особенно актуальны и насущны в контексте нынешнего гуманитарного кризиса, возникшего в результате катастрофических землетрясений», - сказала Эстер Мейджор, старший научный консультант Amnesty International в Европе.
После того, как полиция блокировала тысячи протестующих женщин на проспекте Истикляль, главной пешеходной артерии в центре Стамбула, они собрались в районе Джихангир в среду вечером, заявив о необходимости отставки правительства. «Мы в гневе, мы в трауре, мы в бунте», - гласил один транспарант.
Некоторые женщины, например, волонтеры из стамбульского муниципалитета, возглавляемого РНП, проводят весь день в автобусе фиолетового цвета, развозя гигиенические средства и другие товары женщинам в Хатае и других провинциях, пострадавших от землетрясений, в результате которых погибло более 46 000 человек.
В Газиантепе политически подкованная Назляка ведет яростную атаку на правительство и его социальную политику перед выборами 14 мая. «Те, кто призывал женщин иметь трех детей, что они сделали в отношении особых потребностей 226 000 беременных женщин в регионе? - спрашивает она. - Некоторые из них находятся в состоянии стресса, они - на холоде и они подвергаются риску выкидыша. У кормящих матерей из-за отсутствия питания наступила сухость. Некоторые дети, о которых было известно, что они спаслись под завалами, пропали без вести».
Бусра Тунджа, волонтер, которая провела 15 дней в Харбие, городе в провинции Хатай, говорит, что женщины несут бремя бедствия. «Именно женщины пытаются организовать тесные жилые помещения - палатки, контейнеры, частные автомобили, - убираются с помощью ограниченных средств, ухаживают за больными и выстраиваются в очереди за помощью. Я видела, как мужчины сидят перед палатками и общаются, но у женщин нет времени на это».
По словам Тунджа, женщины стесняются говорить о своих потребностях, особенно если они связаны со здоровьем. «Женщины - в отличие от мужчин - не могут говорить о своих проблемах, - отметила она. - Сначала они нуждались в средствах гигиены и не могли заставить себя попросить их, особенно если рядом были мужчины. Мы молча передавали им их в коробке, чтобы они не смущались. После того как мы решили эту проблему, многие женщины страдали от вагинальных инфекций, вызванных отсутствием туалетов, душевых и чистого белья. Опять же, женщины не говорили с нами о своих генитальных проблемах, а если и говорили, то лекарства было трудно найти даже в медицинских центрах. Некоторые прибегают к традиционным - и часто неправильным - методам, например, используют чеснок или уксус, чтобы избавиться от зуда».
Она подчеркнула, что помощь женщинам должна включать мобильные клиники и палатки только для женщин. «Они есть, но их недостаточно», - добавила она.
Джанан Гюллю, президент Федерации женских ассоциаций Турции, объявила на прошлой неделе, что она получила финансирование частного сектора для создания «фиолетового приюта» в Адиямане, городе, жители которого горько жаловались на то, что их забыли при оказании помощи. По словам Гюллю, приют будет предоставлять безопасное пространство для женщин, которые опасаются за свою безопасность или сталкиваются с насилием или домогательствами, а также оказывать им юридическую помощь.
Региональный директор организации «женщины-ООН» в Турции Ася Варбанова рассказала Al-Monitor о проблемах, с которыми сталкиваются женщины во время кризисов. «Из-за существующего неравенства и гендерных ролей женщины и девочки, пострадавшие от землетрясений, нуждаются в адресной поддержке в соответствии с их потребностями. Во время кризисов возрастает риск насилия в отношении женщин. Предварительные данные и информация показывают, что женщины и девочки сталкиваются с особыми трудностями в получении доступа к основным услугам и жизненно важным предметам помощи, чтобы оставаться в безопасности и удовлетворять свои основные потребности в соответствующем жилье, гигиене, санитарии, медицинском обслуживании и защите», - сказала она.
Варбанова отметила, что «Женщины-ООН» совместно с государственными органами, организациями гражданского общества, другими агентствами ООН и партнерами из частного сектора предприняли быстрые ответные меры в поддержку реакции правительства на стихийное бедствие. Например, ООН сотрудничает с Фондом «Женский центр» (KAMER), женской организацией с 21 филиалом на юго-востоке Турции. Организация ежедневно распределяет пакеты помощи, содержащие гигиенические прокладки, нижнее белье, подгузники и другие предметы первой необходимости для женщин и девочек. Они также оказывают психологическую поддержку женщинам и девочкам.
Организация последуют и другие цели. «Мы работаем над ситуацией, чтобы предоставить актуальную информацию о потребностях и приоритетах женщин, - говорит Варбанова. - Мы готовим программы по восстановлению предприятий, помогающих существованию женщин, такие как поддержка женского бизнеса и кооперативов».
В докладе «Женский труд 2023», подготовленном Союзом работников общественных служб Турции, или Genel-Is, говорится, что женщины составляют лишь четвертую часть региональной рабочей силы. Доклад сообщает, что половина работающих женщин либо не зарегистрированы, либо работают сезонно, что лишает их права на государственные субсидии, предоставляемые зарегистрированным работникам в районе землетрясения.
Но было бы неправильно рассматривать женщин только как жертв или пассивных получателей помощи, добавила Варбанова. «Они - первые помощники, лидеры, через них осуществляются перемены. Их опыт и таланты должны быть в равной степени и в полной мере использованы в процессе восстановления», - заключила она.