Родственники пропавших без вести и члены отделения Ассоциации по правам человека (АПЧ) собрались перед памятником «Право на жизнь» в парке Кошуйолу в районе Резан (Баглар) города Амеда на 804-й неделе акции «Пусть пропавших без вести найдут, а виновных накажут»,
На этой неделе протестующие требовали справедливости и правды о председателе Народно-трудовой партии (НТП) провинции Амеда ВедатаАйдына, которого похитили из дома 5 июля 1991 года и чье безжизненное тело было найдено в пределах района Маден Харпета 7 июля.
На акции присутствовали сомэр муниципалитета Сур от Партии народного равенства и демократии (ПНРД) Аднан Орхан (который является сыном, племянником и двоюродным братом трех пропавших без вести людей), семья председателя провинциального отделения НТП Амеда Ведата Айдына, а также многие жители города.
Президент отделения АПЧ в Амеде Эркан Йылмаз рассказал историю ВедатаАйдына.
Айдын был задержан у себя дома тремя сотрудниками разведывательного управления жандармерии, которые представились полицейскими, 5 июля 1991 года. Его тело было найдено в районе Маден в Элазиге два дня спустя, 7 июля.
Айдын, арестованный во время военного переворота 12 сентября 1980 года, провел в тюрьме четыре года. После освобождения он вместе с группой курдской интеллигенции начал работать над созданием Ассоциации прав по правам человека. Айдын, который в 1990 году был избран в Совет директоров отделения АПЧ в Амеде, был арестован 28 октября 1990 года за выступление на курдском языке на Генеральной ассамблее АПЧ, проходившей в Анкаре.
Айдын выступал в свою защиту на курдском языке на слушаниях по делу против него. В конце 1990 года он был избран председателем отделения АПЧ в Амеде, а в июне 1991 года, после четырехмесячного заключения, стал председателем провинциального съезда НТП в Амеде.
После того, как в ночь на 5 июля 1991 года 3 сотрудника разведывательного управления жандармерии, представившиеся полицейскими, уведи его из дома, 7 июля его тело со следами пыток было найдено под мостом в районе Маден в Элазиге.
По меньшей мере восемь человек погибли и десятки получили ранения в результате нападения полиции на шествие, организованное сотнями тысяч людей, участвовавших в похоронах в Амеде 10 июля 1991 года, на пути к кладбищу Мардин Капы.
Кампания турецкого правительства в 90-е годы
Кампания турецкого правительства в 90-е годы против борьбы курдов за независимость была одним из самых жестоких периодов в новейшей истории страны. И в рамках своей политической традиции власти началииспользовать против оппозиции многовековую тактику: массовые убийства и принудительную миграцию этнических групп.
Все началось с убийства Ведата Айдына.
Ведат Айдын был главой отделения -трудовой партии (НТП) в Амеде. В то время он был видным деятелем и широко уважаемым политиком. Когда 5 июля 1991 года он был взят под стражу турецкой полицией, это ни для кого не стало большой новостью. Турецкое правительство жестоко притесняло курдских политиков. Аресты и даже пытки были обычным делом в то время.
Но все усложнилось. На следующий день турецкие официальные лица опровергли информацию о том, что Ведат Айдын находится под стражей. Поступали сообщения об убийствах, совершенных турецкими контрпартизанскими отрядами в Ширнаке, Джизре и Мардине, но никто не думал, что жертвой станет такая известная фигура, как Ведат Айдын.
7 июля неопознанное тело было найдено под мостом в Мадене, районе провинции Элазиг, расположенном примерно в 50 километрах к северу от Амеда. На теле были обнаружены следы жестоких пыток и многочисленные огнестрельные ранения. Семья Айдына поспешила в морг в Мадене и опознала тело.
Турецкая полиция готова убивать
Это убийство потрясло курдскую общину, особенно Амед, родной город Ведата Айдына. Через три дня турецкие власти передали тело Айдына его семье. Им сказали, что такая задержка связана с юридическими процедурами. Но дело было в другом. Турецкое правительство должно было подготовиться к похоронам.
На похоронах присутствовало более ста тысяч человек. Церемонию возглавляли видные курдские политики, а также правозащитники и представители интеллигенции. Гроб с телом Айдина принесли в мечеть Сумер в центре Амеда. После молитвы толпа отправилась на кладбище Мардин Капы для погребения.
Перед входом на кладбище собравшихся остановила турецкая полиция. Полицейские заявили, что не пустят на кладбище столько людей. Когда люди попросили снять полицейские барьеры, раздались выстрелы.
Так называемые полицейские специального назначения в масках открыли огонь по толпе. Возникла огромная паника. Выстрелы продолжались в течение трех–четырех минут. Четыре человека были убиты на месте. Несколько человек были ранены и попали в больницу.
После выстрелов полиция убрала заграждение и позволила людям пройти на кладбище. Айдиы был похоронен после короткой речи его брата Дениза Айдына.
Люди, которых намеренно убивали
Все думали, что все закончилось, толпа разошлась, и большинство отправилось к центру города. Но дорогу снова преградила турецкая полиция. На этот раз было больше полицейских, больше спецназа и бронетехники. Полиция разрешила людям идти в город небольшими группами. Когдабольшинство людей прошли полицейский барьер, остались еще несколько людей, ждавших проверки.
Сначала прозвучали три выстрела. Затем сотни вооруженных полицейских начали открывать огонь по оставшимся людям. Полицейские использоваливертолет и бронетранспортер. Людей, которые пытались убежать, турецкая полиция ловила и избивала.
Депутаты парламента Ахмет Тюрк, Орхан Доган, Хатип Диджле и другие курдские политики были подвергнуты пыткам вместе с журналистами и правозащитниками.
Бойня продолжалось около 20 минут. В результате погибли 23 человека и более двух тысяч получили ранения. 19 человек были похоронены ночью. Только четыре семьи получили разрешение на достойные похороны.
23 человека убиты, но никто не предстал перед судом
Ни один турецкий чиновник или полицейский не предстал перед судом за убийство невинных мирных жителей. Убийцы Ведат Айдын так и не были найдены.
Убийство Ведата Айдына стало началом целой эпохи. Эпохи политических убийств и внесудебных расправ. В 1991–1999 годах было убито несколько тысяч курдов, включая члена парламента Мехмета Синджара. Около двух миллионов курдов были вынуждены мигрировать, около 17 тысяч деревень были сожжены дотла.