Учар: использование химического оружия – это преступление
Юрист Сазин Учар заявила, что использование Турцией химического оружия должно быть расследовано независимой комиссией, потому что это считается преступлением против человечности.
Юрист Сазин Учар заявила, что использование Турцией химического оружия должно быть расследовано независимой комиссией, потому что это считается преступлением против человечности.
Президент Турецкой медицинской ассоциации (ТМА) Шабнам Корур Финджанджи лишилась свободы из-за своих комментариев к видео, опубликованном информационным агентством «Фират» 18-го октября; на этом видео двое членов Рабочей партии Курдистана (РПК) в автономной курдской области в Ираке страдают от последствий применения Турцией химического оружия.
В то время как продолжаются дебаты по поводу применения химического оружия, Сазин Учар, одна из юристок, представляющих Юридическую контору угнетённых (Ezilenlerin Hukuk Bürosu), несмотря на то, что она не была кандидаткой во время последних выборов в юридическую ассоциацию, подверглась информационной атаке со стороны Oda TV.
Сазин дала интервью информационному агентству "Фират", рассказав о кампании по дискредитации в её отношении, а также прокомментировав ситуацию с обвинениями в использовании химического оружия.
Что международное законодательство говорит об использовании химического оружия? Какие обязательства это накладывает на судебную систему Турции?
Многие международные законы, которые признала Турция, запрещают использование химического и биологического оружия. У Организации Объединённых Наций есть конвенция по запрету химического оружия, которая так и называется – Конвенция о запрещении химического оружия. В 2006 году Великое национальное собрание Турции подписало эту конвенцию. Первое, что нужно отметить, так это то, что использование химоружия противоречит этой конвенции. Также запрещены разработка, производство и хранение этого оружия. Всё это противоречит международной конвенции. Также есть национальный закон под номер 5564. Это конвенция, к которой Турция присоединилась в 1974 году, запрещает использование отравляющего и биологического оружия. Также есть ещё один закон о запрете и ограничении отдельных конкретных конвенциональных видов вооружения, который Турция одобрила в 2005 году.
Получается, больше, чем один закон...
Да. И несмотря на всё это, подобные обвинения появлялись уже много раз и в прошлом. На самом деле это далеко не первый раз, когда мы их обсуждаем. Есть видео, которые подтверждают использование подобного вида оружия в автономной курдской области. В связи со всем этим многие правовые институты, международные организации и политические партии вынудили официальных лиц сделать на этот счёт заявление. Потому что полученные кадры вызывают серьёзные опасения. Однако, насколько я знаю, не было никаких официальных заявлений по поводу конкретных инцидентов, лишь общие слова на тему того, что Турция не применяет химическое оружие.
Эти обвинения должны быть изучены в первую очередь независимыми комиссиями, которые бы собрали необходимые доказательства с мест инцидентов и выслушали бы свидетелей, так как использование химического оружия является преступлением против человечности. Применение химического оружия наносит долгосрочный ущерб и вред всем живым существам и природе, влияет на климат и т.д. Именно поэтому подобное оружие запрещено на международном уровне. Все эти обвинения должны быть изучены действительно независимыми комиссиями, должны быть предоставлены конкретные документы и отчёты. Если обвинения подтвердятся, то виновных лиц следует наказать.
Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО) не начинает никаких расследований, до тех пор, пока правительства стран не попросят об этом. Однако Турция заранее отрицает все обвинения. Могут ли соответствующие организации предпринять действия по собственной инициативе?
Существуют международные органы, обладающие полномочиями, необходимыми для изучения этих обвинений. Например, Демократическая партия народов (ДПН) подала парламентский запрос в отношении Хулуси Акара. На него могут вообще не ответить, или же прокурор решит изучить обвинения и принять решение не проводить уголовного расследования. И всё же этого будет недостаточно. Независимые комиссии и институты, связанные с ООН, должны на этом основании провести расследование. Существуют также независимые международные комиссии. Эти комиссии могут также начать расследование и выступить с заявлением. Они могут подготовить отчёты, для этого нет никаких препятствий.
Будут ли решения международных институтов обязательными к исполнению в этом случае?
Скорее, они будут иметь политическое значение. Когда международные институты выступают с подобными заявлениями, официальные власти также должны сделать заявление или привлечь кого-то к ответственности. Существует Международный уголовный суд, но для Турции это никогда не имело значения. Более того, ООН может наложить санкции. Нарушение этой конвенции может даже привести к исключению из ООН.
Главу ТМА Шабнам Кору Финджанджи арестовали. Вы также подверглись информационной атаке со стороны Oda TV в связи с выборами в юридическую ассоциацию. Что бы вы хотели сказать на этот счёт, как бы прокомментировали политическую обстановку?
В Турции истину пытаются скрыть, а любой сегмент общества, пытающийся узнать правду, подвергают репрессиям, как персональным, так и коллективным. Это причина, по которой арестовывают журналистов. Президент очень уважаемой организации подвергся давлению из-за заявления о возможном использовании химического оружия.
Независимые институты не должны поддерживать и одобрять заявления властей. Я подвергалась таким же репрессиям и такому же насилию, после того как я поделилась постом о применении химического оружия. Можно вспомнить расследование, которое было начато в отношении нашей коллеги Арьян в Измире.
Oda TV презентовала мой пост в соцсетях таким образом, будто бы я являюсь кандидатом на выборах в Стамбульскую юридическую ассоциацию. Однако я была кандидатом на пост главы в прошлый срок. При этом мои заявления используются, чтобы дискредитировать демократических юристов, а Oda TV атаковала меня в информационном поле, используя заголовок «Кемалисты побеждают в борьбе с теми, кто говорит о химических атаках».
Высказывания по поводу применения химического оружия крайне ограничены, их мало. Это происходит потому, что Турция ведёт операцию с пересечением границы в северном Ираке и Сирии. Когда рабочие умирают от отравления метаном на рабочих местах, граждане критикуют правительство, однако, к несчастью, критику использования химического оружия гораздо сложнее вести. При этом, несмотря на серьёзное давление со стороны властей, истину нельзя скрыть. Нужно подчеркнуть, что многочисленные люди, институты и общественные группы, продвигающие в массы науку и моральные конвенции, выступают против применения химического оружия.