Турцию возвращают в западный мир, закрывший глаза на права человека

Сразу после трудного «триумфа» на президентских выборах кабинет Эрдогана подал сигнал о небольших изменениях в некоторых вопросах политики. Новый министр финансов вернулся из Лондона, оставив работу в глобальной компании по управлению инвестициями.

Сразу после трудного «триумфа» на президентских выборах кабинет Эрдогана подал сигнал о небольших изменениях в некоторых вопросах политики. Новый министр финансов вернулся из Лондона, оставив работу в глобальной компании по управлению инвестициями Merrill Lynch, и повысил процентные ставки. Неолибералы в Турции требовали повышения ставок для привлечения иностранного капитала из мировых финансовых институтов, но Эрдоган перед выборами решительно отстаивал политику низких процентных ставок.

Второе крупное изменение политики Эрдогана произошло в связи с его позицией против вступления Швеции в НАТО. Всего несколько дней назад министр иностранных дел и бывший глава разведки Хакан Фидан заявил, что в Швеции свободно действуют «террористические организации», а де-факто партнер Эрдогана по коалиции ультраправый лидер ПНД сказал, что не одобряет вступление Швеции в НАТО.

Собственно, для тех, кто давно следит за внешней политикой Турции, это не должно быть неожиданностью. В то время как турецкий капитализм переживает многочисленные и взаимосвязанные кризисы, Эрдоган пытается проложить себе путь через эти взаимосвязанные кризисы, используя все возможные средства. И глобальный геополитический беспорядок очень помог ему в эти кризисные времена, он отточил свое умение использовать мировые события в качестве разменной монеты, используя геополитическое положение Турции. Позиция Турции в отношении вступления Швеции в НАТО фактически стала для Эрдогана спасательным кругом, чтобы он мог выторговать себе дальнейшие уступки. Важно помнить, что Швеция не стеснялась пренебрегать элементарными правами человека, высылая некоторых беженцев в Турцию для заключения в тюрьму.

В то время как нарастает полномасштабный валютный кризис и турецкая лира сильно теряет в цене, можно сказать, что у турецкого капитализма не было другого шанса, кроме как вновь повернуться лицом к Западу и угодить международному капиталу. До сих пор точно неизвестно содержание шведско-турецкой сделки, но недавно американский журналист Сеймур Херш утверждал, что президент США Байден пообещал кредит МВФ в размере 11-13 млрд. долл. в обмен на согласие Турции на вступление Швеции в НАТО.

Тема членства Турции в ЕС также стала предметом дискуссий, в ходе которых было заявлено, что «Швеция будет активно поддерживать усилия Турции по обновлению Таможенного союза Турция-ЕС и активизации процесса вступления в ЕС, включая либерализацию визового режима». Модернизация соглашения о Таможенном союзе между ЕС и Турцией является излюбленной темой как для европейских, так и для турецких капиталистов, в то время как цепочки поставок перемещаются ближе к штаб-квартирам компаний – Турция является идеальным выбором для тех, кто ищет дешевую, неорганизованную, хорошо обученную рабочую силу.

Около года назад, во время обсуждения вопроса о вступлении Швеции в НАТО, организация крупных капиталистов Турции TÜSİAD в своем заявлении предупредила правительство о том, что «теперь цепочки поставок перемещаются в страны, разделяющие те же «ценности», и правительство должно вернуться к своим западным альянсам, чтобы извлечь выгоду из этих изменений в глобальных цепочках поставок».

Тогда Эрдоган отреагировал на это заявление с яростным гневом. Видимо, он не хотел так рано демонстрировать свои интересы на переговорах. Теперь капиталисты как в Турции, так и в западных альянсах с удовольствием возвращают своего старого друга в клуб, разумеется, в ущерб правам человека.