Сотни людей вынуждены работать осведомителями
Только за 2015-2021 годы Ассоциация прав человека зарегистрировала 952 попытки вербовки осведомителей. Реальное число, вероятно, будет намного выше.
Только за 2015-2021 годы Ассоциация прав человека зарегистрировала 952 попытки вербовки осведомителей. Реальное число, вероятно, будет намного выше.
Турецкие оккупанты систематически пытается вербовать информаторов с помощью подкупа, угроз, насилия и шантажа. За последние восемь лет, после завершения переговорного процесса режимом ПСР-ПНД, таких попыток вербовки было предпринято немало. По данным Ассоциации прав человека, только за 2015-2021 годы 952 человека, в основном курды, подверглись попыткам властей заставить их работать осведомителями. Если проследить за сообщениями в прессе, за 2022 и 2023 годы добавится бесчисленное множество других дел. Однако как об успешных попытках вербовки, так и о большинстве неудачных попыток никогда не сообщается, потому что власти используют запугивание и угрозы.
Насилие и угрозы
Полиция использует широкий спектр методов для вербовки осведомителей и в основном нацелена на молодых мужчин и женщин. Пострадавшие говорили о денежных предложениях, использовании бедности и безработицы через предложения жилья и работы и обещании дохода как о наиболее распространенных методах. В отношении женщин и девушек совершаются вероломные и жестокие действия. Их сначала подвергают сексуальным домогательствам, фотографируют, а затем угрожают публикацией этих снимков. Другой метод — воспользоваться семейными проблемами и угрожать, что что-то случится с другими членами семьи. При этом пострадавшим неоднократно угрожают криминализацией и длительными сроками тюремного заключения. Студентам обещают работу после выпуска и стабильный доход.
Жертвы
Вот некоторые из жертв, о которых сообщается в отчете АПЧ:
Десять молодых людей из Федерации демократических молодежных ассоциаций (DEM-GENÇ) были задержаны после драки, которая началась, когда 15 декабря 2015 года в Стамбульском университете члены организации «Мусульманская молодежь» (MÜS-GENÇ), симпатизирующие ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная в России), напали на студентов-патриотов и революционеров. Студенты, освобожденные судом под «условием судебного контроля» после того, как у них были взяты показания, рассказали о своем опыте содержания под стражей.
Студент юридического факультета Стамбульского университета Ферхат Кавак отметил, что полиция пыталась заставить их стать осведомителями.
Попытки вербовки в тюрьмах
Онур Катар был задержан 2 апреля 2015 года по обвинению в «членстве в МЛКП». Он находился в тюрьме Текирдаг типа F № 2 в то время, когда его забрали из камеры и сказали, что у него свидание с адвокатом. Его встретили сотрудники полиции в штатском и предложили стать осведомителем.
Похищения и угрозы
Сезгин Ченгиз (38 лет), который был арестован во время демонстрации солидарности в Кобани в Ване и освобожден после двух месяцев заключения, сообщает, что он был похищен секретной службой. 13 января 2015 года командир военной базы Деличе вызвал к себе молодого человека, работавшего водителем, и сообщил ему о пропаже документов. На заправке в центре Эрджиша (Эрдыш), где должна была состояться встреча, четверо человек посадили Дженгиза в автомобиль с тонированными стеклами и увезли его на десять километров за город. Четыре человека, представившиеся агентами турецкой разведки, пытались завербовать его в качестве агента. Люди в темных солнцезащитных очках угрожали ему, используя информацию о членах семьи.
Арест и постоянные звонки
5 марта 2015 г. О.С. отправился в АПЧ в Стамбуле и сказал: «Меня арестовали 12 февраля, когда я распространял листовки, призывающие к бойкоту 13 февраля. В полицейском участке Гюзельтепе люди, выдававшие себя за агентов спецслужб, задавали мне разные вопросы. При задержании меня избивали, угрожали и требовали стать осведомителем. Они взяли мой номер телефона и продолжали звонить мне и говорить, что хотят встретиться со мной. Они продолжают звонить мне, хотя я отказался от сотрудничества».
Угрозы членам семьи
И.Ю. (16) был арестован 13 февраля 2015 г. в Ване. Полицейские из отдела по делам несовершеннолетних пытались заставить И.Ю. стать информатором. И.Ю. связалась с АПЧ 24 марта 2015 г. и сообщила, что ее семье угрожают и что она согласилась работать осведомителем из страха.