С момента своего основания Турецкая Республика существовала в рамках парадигмы, которая допускает только турецко-суннитскую идентичность. Во времена Османской империи эта форма правления дала о себе знать такими преступлениями, как геноцид армян, убийства и изгнание греческого населения и, наконец, на примере масштабной антикурдской политики истребления и ассимиляции. Запрет на изучение языков, отказ в образовании на родном языке – т.е. уничтожение культуры, – вот обратная сторона систематических массовых убийств, которые имели место в Зилане, Дерсиме и Робоски. В последние годы турецкая языковая политика неуклонно ужесточается и приводит к исключению населения, говорящего на курдском, из многих сфер жизни общества, включая здравоохранение.
В интервью ANF сопредседатель отделения профсоюза Eğitim-Sen в Амеде (Диярбакыре) рассказала о текущих событиях в стране и их последствиях для всего населения.
Салиха Зорлу сказала, вспоминая историю политики ассимиляции: «После того, как политика отрицания и ассимиляции стала всеобъемлющей, курдский вопрос достиг такого уровня, когда стал не только сложностью для самой Турции – он превратился в проблему, затрагивающую весь Ближний Восток. В частности, после военного переворота 12 сентября 1980 года, когда в стране продолжилась неолиберальная политика и были приняты самые масштабные меры безопасности, в курдском регионе было полностью парализовано производство. Против нашего народа проводились массовые репрессии. И сегодня, несмотря на всё пережитое, курды требуют демократического решения, основанного на диалоге. Диалог, в котором представлены все группы общества, в ходе которого обсуждаются все проблемы, крайне необходим».
Политика систематического уничтожения личности
Зорлу продолжала: «Запрет на родной язык во всех сферах, отказ от его использования на государственной службе – один из самых отвратительных аспектов политики «особой войны». Пренебрежение самобытностью народов, их языком и культурой означает полный отказ признавать существование этих народов. Проводится политика, направленная на уничтожение самобытности всех, кто не похожи на турок. Даже если язык уже используется в некоторых областях, он становится полностью легитимным, когда на этом языке можно получить образование. Родной язык должен быть включен в учебную программу, как язык образования, а не в качестве факультативного предмета. Речь идет о языке, на котором говорят почти семь миллионов человек в стране. Сейчас предпринимается попытка ликвидировать курдский, древнейший из индоевропейских языков, чтобы он был стерт из памяти людей. Вы пытаетесь заставить народ забыть свой язык. Некоторые из его диалектов уже находятся под угрозой исчезновения, и курдский народ борется за их сохранение».
Правительство должно принять необходимые меры
Зорлу добавила: «Для того, чтобы народы могли жить, сохраняя свою идентичность, необходимо решить курдский вопрос. Пора создать условия для образования на родном языке. Для Eğitim-Sen это неотъемлемая часть нашей программы, устава и борьбы. Образование, здравоохранение и государственные услуги на родном языке – это базовые, фундаментальные права граждан. Сегодня следует предпринять необходимые шаги для решения курдского вопроса, и сделать это нужно незамедлительно. Необходимо обеспечить продуктивный диалог, проложить путь к образованию на родном языке, устранить препятствия на пути к демократизации, гарантировать политику равноправия и начать строить мирную жизнь. Все мы знаем, к кому нужно обратиться, чтобы начать работу в этом направлении. Правительство должно предпринять необходимые шаги».