Призыв освободить Гюльтан Кышанак, заключенной в тюрьму на 7 лет
Адвокаты призывали немедленно принять меры для освобождения Гюлтан Кышанак, бывшего мэра города Амед, которая находится за решеткой с октября 2016 года.
Адвокаты призывали немедленно принять меры для освобождения Гюлтан Кышанак, бывшего мэра города Амед, которая находится за решеткой с октября 2016 года.
Политик Гюлтан Кышанак была впервые арестована в возрасте 19 лет после военного переворота 12 сентября 1980 года и подвергнута пыткам в застенках города Амеда (Диярбакыр). Среди прочего, в течение шести месяцев ее держали в собачьей конуре площадью два квадратных метра. После двух лет сопротивления в тюрьме она изучала журналистику и работала в курдских газетах, в том числе в качестве главного редактора газеты Özgür Gündem в Стамбуле. Позже она занялась политикой и была депутатом турецкого парламента. В 2014 году она стала первой женщиной, избранной мэром города Амед. В качестве мэра курдского мегаполиса она распорядилась превратить тюрьму, в которой ее когда-то пытали, в музей. В ходе массовых арестов политиков ДПН осенью 2016 года она была заключена в тюрьму и приговорена к длительному сроку заключения. Кроме того, она одна из обвиняемых по продолжающемуся процессу Кобани. В тюрьме она написала книгу и продолжает публично выступать по актуальным вопросам. Гюлтан Кышанак – одна из самых известных курдских политиков, уже семь лет находящаяся в тюрьме в качестве политического заложника турецкого режима.
Кышанак была арестована в октябре 2016 года якобы за причастность к протестам 6–8 октября 2014 года в Турции и северном Курдистане против наступления ИГИЛ* на курдский город Кобани на севере Сирии. В 2020 году в отношении 108 политиков, 18 из которых находятся за решеткой, было возбуждено «дело Кобани».
Гюлтан Кышанак не освобождена из тюрьмы, несмотря на то, что максимальный срок заключения в семь лет уже закончился. В Конституционный суд Турции и 22-й Уголовный суд по тяжким преступлениям Анкары были поданы ходатайства о ее освобождении.
Семья и адвокаты Кышанак выступили с заявлением, в котором осудили продолжающееся тюремное заключение Кышанак по политическим мотивам, несмотря на завершение максимального срока заключения.
На пресс-конференции в Стамбуле также присутствовал член Комиссии по законодательству и правам человека ПРНД (Партия равенства и народной демократии) Северал Баллыкая.
Адвокат Гюлтан Кышанак Гюль Алтай отметила, что ее подзащитная была задержана 25 октября 2016 года в рамках волны арестов курдских политиков, цель которой заключалась в том, чтобы сместить избранных мэров муниципалитетов курдского региона и назначить вместо них доверенных лиц.
Алтай призвала Конституционный суд принять предупредительное решение об освобождении курдского политика в связи с завершением максимального срока тюремного заключения. Она отметила, что суды больше не имеют права на судебное усмотрение.
Алтай заявила, что в Конституционный суд были поданы заявления о нарушении прав Кышанак, но решение пока не принято.
Другой адвокат Кышанак Джихан Айдын назвал дело Кобани «делом о заговоре в Турции», отметив, что судебная власть утратила свою независимость и стала «инструментом» государства.
Айдын подверг критике игнорирование соответствующих решений Конституционного суда, направленных против превышения максимального срока заключения по делу Гюлтан Кышанак.
Член Центрального исполнительного совета ПРНД Керем Фыртына призвал к немедленному прекращению нарушений прав Гюлтан Кышанак и потребовал ее освобождения из тюрьмы.
Дело Кобани
Дело Кобани было возбуждено в 2020 году против 108 человек, включая бывших сопредседателей ДПН Селахаттина Демирташа и Фиген Юксекдаг, нескольких действующих и бывших депутатов и мэров городов, а также всех членов Центрального исполнительного совета ДПН 2014 года.
Это дело было возбуждено в качестве ответного шага турецкого правительства всего через две недели после того, как Большая палата Европейского суда по правам человека вынесла окончательное решение, требующее немедленного освобождения Селахаттина Демирташа. Обвинительное заключение по «делу Кобани» основано на сообщении в Twitter**, опубликованном ДПН 6 октября 2014 года. В нем содержался призыв к демократическим акциям протеста в знак солидарности с жителями Кобани – курдского города на севере Сирии, боровшегося против атак ИГИЛ, а также против блокады города со стороны Турции. Прокурор требует приговорить всех обвиняемых к ужесточенному пожизненному заключению (без права на условно-досрочное освобождение) 38 раз за «разрушение единства государства и целостности страны» и «умышленное убийство» людей, погибших во время протестов в Кобани. В настоящее время 17 политиков находятся в предварительном заключении по этому делу.
Дело Кобани тесно связано с делом о закрытии ДПН, для которого оно служит предлогом. В деле о закрытии партии обвинение строится в основном на предполагаемой роли и ответственности ДПН в убийствах, произошедших во время протестов в 2014 году.
* - террористическая организация, запрещена в РФ
** – соцсеть заблокирована на территории РФ