Иран

Правозащитники призывают продлить мандаты ООН в отношении Ирана

Обращаясь к представителям стран-членов Совета ООН по правам человека, десятки правозащитных организаций призвали продлить мандаты Специального докладчика ООН и Миссии ООН по установлению фактов в Иране.

Десятки правозащитных организаций, включая Правозащитную сеть Курдистана (KHRN), выступили с совместным заявлением, настоятельно призывая продлить мандаты Специального докладчика ООН и Миссии по установлению фактов в Иране.

В заявлении, представленном одновременно с подробными докладами Миссии и Специального докладчика по правам человека в Иране Совету ООН по правам человека, звучит настоятельный призыв поддержать продление этих мандатов.

Заявление адресовано представителям государств-членов Совета ООН по правам человека, и его подписанты подчеркивают необходимость оказать давление на иранские власти, чтобы содействовать беспрепятственному доступу на территорию страны соответствующих органов Организации Объединенных Наций.

Выражая озабоченность глубоким кризисом в области прав человека в стране, подписанты призывают обратиться к иранским властям с требованием прекратить правонарушения, положить конец безнаказанности за попрание прав человека и международные преступления, а также обеспечить подотчетность администрации Ирана.

Приводим текст заявления правозащитных организаций:

К: Государствам-членам Совета ООН по правам человека

Ваше Превосходительство,

Мы, нижеподписавшиеся правозащитные организации Ирана и других стран мира, призываем Вашу страну поддержать продление мандата Специального докладчика Организации Объединенных Наций (ООН) по вопросу о состоянии прав человека в Исламской Республике Иран, а также мандата Независимой международной миссии по установлению фактов в Исламской Республике Иран (FFMI) на 55-й сессии Совета по правам человека. Сохранение этих двух мандатов, дополняющих друг друга, необходимо для защиты прав человека в Иране.

Мы также призываем ваше правительство воспользоваться возможностью, чтобы публично выразить озабоченность нескончаемыми грубыми нарушениями прав человека в указанной стране, некоторые из которых, по мнению FFMI, «равносильны преступлениям против человечности... совершенным в рамках широкомасштабного и систематического давления на гражданское население, в первую очередь женщин, девочек и других лиц, выражающих поддержку правам человека». Мы просим вас призвать к прекращению этих нарушений, чтобы обеспечить справедливость и верховенство истины и добиться возмещения ущерба.

Продление мандата Специального докладчика станет крайне важным шагом, учитывая всю серьезность кризиса в области прав человека в Иране, так как на сегодняшний день в стране продолжаются преступления в области международного права и серьезные нарушения прав человека, затрагивающие жизни миллионов граждан. Спасательным кругом в ситуации широкого спектра таких нарушений станет мониторинг, регулярная публичная отчетность и способность Специального докладчика взаимодействовать с властями и другими заинтересованными сторонами.

На этой сессии Совету был представлен большой объем доказательств, свидетельствующих о системной безнаказанности, которая привела к настоящему кризису. Сюда относятся широко распространенные нарушения права на жизнь, права не становиться жертвой пыток и не подвергаться другим видам жестокого обращения, права на безопасность и свободу личности, права на справедливое судебное разбирательство, права на эффективные средства правовой защиты, свободу религии или убеждений, выражения мнений, мирных собраний и ассоциаций, а также права на частную жизнь, здоровье, образование, средства к существованию и труд. Обо всем этом мы подробно говорим в приложении к настоящему письму.

К женщинам и девочкам Ирана по-прежнему относятся, как к гражданам второго сорта. Репрессии за неповиновение унизительным и оскорбительным законам о принудительном ношении хиджаба усиливаются. Этнические и религиозные меньшинства также подвергаются систематической дискриминации. К ним относятся арабы-ахвази, азербайджанские турки, белуджи, курды и туркмены; лица, принадлежащие к религиозным или конфессиональным меньшинствам, включая бахаистов, христиан, дервишей ордена «Гонабади», евреев, ярсанов (Ахл-е Хак), мусульман-суннитов, а также атеистов.

В сложившихся обстоятельствах продление мандата Специального докладчика имеет решающее значение для решения задачи мониторинга и документирования событий. Совету необходимо получать информацию о том, выполняют ли иранские власти свои обязательства в области прав человека. Докладчик должен взаимодействовать с иранскими властями, чтобы направлять им потенциально жизненно важные призывы и другие обращения, в том числе с целью остановить неминуемые казни и улучшить положение задержанных и осужденных граждан, сделав всё возможное, чтобы способствовать их доступу к срочной медицинской помощи. В условиях, характеризующихся репрессиями, этот мандат позволит услышать голоса выживших, жертв и их семей, правозащитников и других лиц, ищущих правды и справедливости. За последнее десятилетие экспертные выводы и рекомендации Специального докладчика были крайне важны для направления усилий органов ООН и государств-членов, чтобы побудить власти Ирана принять меры по соблюдению своих обязательств в области прав человека. Эти данные важны и для того, чтобы призвать нарушителей к ответу.

Мандат FFMI, учрежденный после гибели Жины Махсы Амини, находившейся под стражей, был предназначен для рассмотрения правонарушений, совершенных на фоне общенациональных протестов 2022 года, с особым акцентом на положение женщин и детей. Нарушения, связанные с протестами 2022 года, не прекратились, и этот мандат играет важнейшую роль в борьбе с безнаказанностью, подпитывающей текущие злоупотребления. Как уже отмечалось, перечень преступлений в рамках международного права, связанных с протестами 2022 года, продолжает пополняться. Тысячи людей, включая несовершеннолетних, подверглись жестоким допросам, были незаконно задержаны и порой осуждены, а также отстранены от учебы или работы за попытки потребовать реализации своих прав человека мирными средствами. Органы разведки и безопасности продолжают преследовать родственников тех, кто был незаконно убит во время протестов, за их стремление добиться справедливости в связи с убийствами близких людей. По меньшей мере девять человек были казнены в связи с протестами после вопиюще несправедливых судебных процессов. В январе 2024 года эксперты ООН решительно осудили казнь Мохаммада Гобадлу, отметив, что ещё по меньшей мере четырем лицам угрожала неминуемая казнь в связи с общенациональными протестами и по меньшей мере 15 граждан могли столкнуться с этой же высшей мерой по другим причинам. За это время не было проведено беспристрастных, независимых и эффективных внутренних расследований случаев незаконного применения силы, включая ситуации со смертельным исходом, применение пыток и других видов жестокого обращения, таких как изнасилования и другие формы сексуального насилия, а также прочих серьезных злоупотреблений.

Многолетним нарушениям прав человека, подробно описанным в нашем Приложении, способствовало то, что FFMI называет ситуацией «всеобъемлющей безнаказанности», когда «власти не расследовали сообщения о нарушениях прав человека, не преследовали и не наказывали виновных, а также намеренно и систематически препятствовали любым усилиям пострадавших и их семей добиться возмещения ущерба и установить истину».

Как подчеркнул Совет в своей прошлогодней резолюции, «систематическая безнаказанность в ситуации грубых нарушений прав человека и отсутствие подотчетности... создают благоприятные условия для преступников, нарушают право жертв на эффективные средства правовой защиты и продлевают циклы насилия до бесконечности». Чтобы прошлые нарушения не повторялись в будущем, необходимо решить проблему повсеместной безнаказанности за попрание прав человека и международные преступления в этой сфере. Только независимый следственный орган, обладающий достаточными ресурсами и временем, может должным образом решить эту фундаментальную проблему. FFMI, несомненно, призвана сыграть важную роль в этом отношении.

Реализуя свой мандат, FFMI поставила положение женщин и девочек в центр своего расследования. Миссия пришла к выводу, что в стране было совершено преступление против человечности – преследование по признаку пола, когда «широко распространенная и глубоко укоренившаяся структурная дискриминация в отношении женщин и девочек, пронизывающая все сферы их общественной и частной жизни» в Иране стала одновременно «спусковым крючком и одной из причин» установленных FFMI преступлений. Продление мандата Миссии позволило бы провести дальнейший глубокий анализ гендерных аспектов нарушений прав человека и преступлений, зафиксированных в собранных документальных свидетельствах.

Несмотря на бюджетные проблемы, находящиеся вне контроля Миссии, и некоторые задержки в работе FFMI добилась значительного прогресса в расследовании нарушений прав участников народных протестов в Иране. Однако, как отмечалось выше, некоторые недоработки остаются, и Миссии нужно больше времени и соответствующих ресурсов для анализа собранных доказательных материалов. Дополнительное время позволит устранить пробелы, прежде чем представить окончательный отчет и выйти на дорогу к правосудию, установлению истины и возмещению ущерба пострадавшим от действий иранских властей лиц. Это также позволит гарантировать, что голоса выживших, жертв и их семей, которые делятся своими свидетельствами и участвуют в установлении истины, будут услышаны.

Эти два мандата различаются, но в то же время дополняют друг друга. FFMI временно выполняет миссию по расследованию конкретных событий – фактов государственного насилия, – для чего не подходит мандат Специального докладчика. Миссия уполномочена бороться с безнаказанностью и нарушениями прав женщин и детей. Долгосрочный мандат Специального докладчика, между тем, обеспечивает должное рассмотрение других нарушений, не подпадающих под мандат FFMI, и позволяет настаивать на том, чтобы иранские власти поддерживали определенное взаимодействие с Советом по широкому спектру нарушений прав человека, которые они безнаказанно совершают в отношении собственных граждан. Специальный докладчик также играет крайне важную роль в работе над отдельными делами, включая приговоры к смертной казни, частота применения которой резко возросла в 2023 году.

Жертвы и пострадавшие нуждаются в том, чтобы эти два механизма функционировали сообща. Нуждаются в этом и семьи жертв, правозащитники, журналисты и другие сотрудники СМИ, диссиденты и прочие граждане, сталкивающиеся с репрессиями со стороны иранских властей исключительно за мирное осуществление своих прав человека.

Учитывая указанные причины, мы настоятельно призываем ваше правительство поддержать продление как мандата Специального докладчика ООН по ситуации с правами человека в Иране, так и мандата Миссии ООН по установлению фактов в Иране, и оказать давление на власти Ирана, чтобы предоставить сотрудникам этих миссий беспрепятственный доступ на территорию страны. Мы также призываем ваше правительство публично выразить озабоченность в связи с кризисом в области прав человека и обратиться к иранским властям, подчеркивая, что продолжающиеся нарушения должны прекратиться, безнаказанности за попрание прав человека и международным преступлениям должен быть положен конец и что иранские чиновники будут привлечены к ответственности.

Правонарушения, задокументированные в прошлом году, включают широко распространенные нарушения права на жизнь, в результате чего, по словам Верховного комиссара, произошел «резкий всплеск» насилия и казней, достигший «пугающих» цифр. Так, в 2023 году было казнено более 800 человек, что стало самым высоким показателем с 2015 года. Было осуществлено семь публичных казней. Иранские власти отняли жизни нескольких человек, которые не достигли совершеннолетия на момент предполагаемого преступления, включая одного, который был несовершеннолетним на момент казни. Были казнены шестеро демонстрантов, которые имели отношение к общенациональным протестам «Женщины, жизнь, свобода». Представители угнетенных меньшинств, в частности белуджи, были частыми жертвами этой высшей меры наказания, как и курды. Были казнены по меньшей мере 22 женщины, и это наиболее высокий показатель с 2013 года.

В течение года имели место не только смертные приговоры – применялись телесные наказания, такие как порка и ампутация конечностей. Тюремные сроки назначались после крайне несправедливых судебных разбирательств в рамках судебной системы, которая, по словам Специального докладчика, «действует как репрессивный орган, а не как независимый институт, к которому обращаются отдельные лица». Задержанным обычно отказывают в доступе к независимому адвокату, и адвокаты «часто работают в небезопасных условиях в рамках юридической профессии, которая ограничена правилами и предписаниями. Эти условия и предписания противоречат международным стандартам, касающимся свободного и независимого осуществления указанной профессии и права на справедливое судебное разбирательство».

Кроме того, за последний год тысячи людей, включая детей и подростков, столкнулись с возросшим уровнем судебного преследования и необоснованных задержаний за мирное осуществление своих прав человека. К числу пострадавших относятся женщины и девочки, появляющиеся на публике без обязательных хиджабов, актеры и музыканты, писатели и ученые, журналисты, студенты университетов, а также правозащитники. Пострадали многие, в том числе борцы за трудовые права, активистки, выступающие за права женщин, защитники прав детей, адвокаты и семьи, добивающиеся правосудия для жертв незаконных убийств.

Как свидетельствует доклад Миссии по установлению фактов, женщины и девочки, живущие в Иране, подвергаются «повсеместной и глубоко укоренившейся структурной дискриминации в отношении женщин и девочек, пронизывающей все сферы их общественной и частной жизни». Законопроект «О целомудрии и хиджабе», который готовится к принятию парламентом, вводит дополнительные жесткие наказания, серьезно нарушающие права женщин и девочек, которые не соблюдают законы об обязательном ношении головного платка. Этот проект также вводит уголовную ответственность для негосударственных субъектов, включая работодателей и владельцев магазинов, которые не обеспечивают обязательное ношение платка сотрудницами. Иранские власти активизировали широкомасштабную кампанию по обеспечению обязательного ношения хиджаба. За женщинами и девочками ведется наблюдение в общественных местах, полицейские проверяют женщин-водителей. С января 2023 года у десятков тысяч женщин были конфискованы автомобили в качестве наказания за нарушение законов о ношении хиджаба. Другие были привлечены к уголовной ответственности и приговорены к порке или тюремному заключению, либо подверглись прочим наказаниям, включая штрафы и принуждение посещать занятия по «нравственности». Это тотальное давление на женщин и девочек, требующих свободы выражения мнений, свободы вероисповедания и убеждений и телесной автономии, вызывает серьезную озабоченность.