ПРНД: изоляция должна быть снята, Абдулла Оджалан должен быть включен в процесс

Сопредседатели ПРНД призвали отнестись с пониманием к голодовкам, заявив: «Изоляция Абдуллы Оджалана должна быть снята, и он должен быть включен в поиск решения, зная, что является одним из участников процесса».

Сопредседатели Партии равенства и демократии народов (ПРНД) Тюлай Хатимогуллари и Тунджер Бакыркан встретились в Стамбуле с группой журналистов, включая репортеров информационного агентства «Месопотамия» (MA).

Отвечая на вопрос пресс-секретаря ПРНД Айшегюля Догана о тенденции к повсеместному выдвижению кандидатов на местных выборах и методе «городского консенсуса», который будет использоваться в процессе отбора кандидатов, сопредседатель ПРНД Тунджер Бакырхан заявил, что после майских выборов они провели более тысячи общественных встреч и обсудили свои дальнейшие действия. Бакырхан сказал: «С 2015 года был опробован метод, при котором оппозиция в одностороннем порядке отдает предпочтение правительству. Мы – политическая партия, и мы стремимся решать серьезные проблемы. Каждый наш шаг должен предоставлять возможность и почву для решения этих проблем. На выборах 2019 года мы получили результат, свидетельствующий о нашем успехе. Чтобы решить проблемы демократизации Турции, мы использовали метод, который до сих пор поддерживал одностороннюю оппозицию и заставлял правительство проигрывать. Теперь мы заявляем о новом подходе, ставшем результатом предложений нашего народа. Теперь это не просто победа и поражение. Мы хотим и выиграть муниципалитеты в регионе, и быть представленными на западе, где живет наша база. Все наши усилия и работа направлены на это».

«МЫ ОПРЕДЕЛИМ КАНДИДАТОВ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА, КОТОРЫЙ ПОКА НЕ ОПРОБОВАН»

Заявив, что они начали получать заявки от кандидатов в различных городах Курдистана, Бакырхан сказал, что процесс получения заявок от кандидатов и на западе страны был ускорен. Бакырхан продолжил: «Мы определим наших кандидатов с помощью метода выборов, который пока не был опробован. Мы определим наших кандидатов с помощью системы, в которой участвуют все динамики города, разные социальные круги, профсоюзы, рабочие и профессиональные организации, женские, экологические, молодежные структуры, и по крайней мере 2 или 3 процента из них принимают участие в голосовании. Наши кандидаты будут определены этим методом в ближайшем будущем».

Бакырхан сказал: «Мы готовимся выдвинуть своих кандидатов в предстоящий период. Это стало очевидным и как тенденция, возникшая в народе, и как результат обсуждений, которые мы провели в ЦИК. Окончательное решение будет принято собранием нашей партии». Бакырхан заявил, что они не приемлют, чтобы такое отношение воспринималось или интерпретировалось как «элемент торга», и сказал: «Мы происходим из партийной традиции, которая борется, платя за это высокую цену. Когда мы говорим о том, что мы будем делать и как мы будем принимать решения, мы не стремимся к тактике или торгу. Если бы основная оппозиция могла выполнять свои обязанности в той форме, которую мы поддерживаем с 2015 года, если бы она отреагировала на назначение ставленников Турции в наши муниципалитеты, если бы она отреагировала, когда 81-летний Макбула Озер был отправлен в тюрьму, К сожалению, мы не видим, чтобы кто-либо в регионе в достаточной степени обращал внимание на двойственность законодательства по этим вопросам. Был расчет на то, что демократическая почва должна будет окрепнуть, оппозиция должна вырасти, и должна быть более демократическая администрация, но вместо того, чтобы победить правительство, к сожалению, она продолжила придерживаться государственных кодексов, так и не провела осознание практики в регионе и всего, что мы делали».

Заявив, что примирение в городах выходит за рамки политических партий и предполагает достижение широкого социального консенсуса, Бакырхан сказал: «Наши люди спрашивают: что думает и делает оппозиция, за которую мы голосовали, по поводу текущей фашистской политики? Мы не стремимся сменить правое правительство, поддерживая правую оппозицию. Мы продолжаем искать единство власти, которое позволит реализовать демократический прозрачный муниципализм, обеспечивающий самый широкий социальный консенсус в городе. Этот призыв обращен ко всем. Мы не призываем к созданию какой-то одной партии. Наша дверь открыта для всех, кто будет уважать демократические ценности и принципы, которые будут управлять городом, и с кем мы согласны по этому вопросу. Мы открыты для всех, кто готов к сотрудничеству и компромиссу по этому вопросу».

Бакырхан сказал: «В регионе не будет никаких назначений, мы предпочтем кандидата, определенного консенсусом города. Наше стремление победить на западе – это тоже метод выборов. У нас нет такого шанса на западе за столь короткое время. Мы открываем дверь к сотрудничеству и взаимодействию. Здесь может произойти нечто иное. Курдский вопрос – это вопрос Турции. Делать то же самое в новый период утомительно и для нас. Налицо осада, и это не только наша проблема. Мы не та партия, которая поведется на обещания ПСР. Мы не та партия, которая будет определять стратегию в направлении, которое будет поддаваться сухим, пустым обещаниям. Правительство обсуждает новую конституцию. Но если проблемы должны быть решены, если основные проблемы Турции должны быть положены на стол и обсуждены, мы будем говорить и обсуждать. Мы – реальность этой страны. Мы не та политическая партия, которая навсегда будет закрыта для правительства и обречена на существование в составе НРП. Если Турция победит, если демократия победит, мы будем встречаться, говорить и обсуждать все. Мы можем участвовать в обсуждении новой конституции и выражать свое мнение. Как одна из главных партий Турции, мы готовы говорить о своих мыслях за любым столом, независимо от выборов. Это не означает, что мы будем коллаборантами».

Отвечая на вопрос о встрече ПРНД с Министерством юстиции, сопредседатель Тюлай Хатимогуллари подчеркнул, что их предыдущие заявления остаются в силе. Тюлай Хатимогуллари сказал: «До сих пор не было никаких встреч с какой-либо политической партией за закрытыми дверями по поводу местных выборов. Но это не означает, что так будет и дальше. Мы заявили, что открыты для тех, чьи принципы были обсуждены на демократической основе и город достиг консенсуса. В прошлый период мы тоже не вели переговоры за закрытыми дверями. Мы выступили против одного человека. Мы не составляли никаких протоколов. Больше всего мы критикуем тех, кто подписывает протоколы за закрытыми дверями, будь то власть или оппозиция. Проблема тюрем обсуждалась на встрече с министерством. Такие встречи должны и будут проводиться и сейчас. Их не следует рассматривать как связанные с выборами. Мы уже объявляем о том, что связано с выборами».

«СТАМБУЛ ТАКЖЕ ВАЖЕН ДЛЯ НАС»

Отвечая на вопрос о том, как партия будет действовать в Стамбуле на местных выборах, Бакырхан сказал: «Стамбул – важное место и для нас тоже. Это город, где в большом количестве проживает курдский народ и где также находится наша база. Он также нам важен. Он очень ценен, но мы выдвинули общие рамки. Стамбул также находится в этих рамках. Мы соберемся и поговорим на прозрачной основе, которая может быть сформирована вместе с самой широкой динамикой города. У нас нет особых рамок для Стамбула. Мы не говорим, что в 2019 году мы поступили неправильно. Но мы не будем находиться в ситуации, когда постоянно поддерживаем какую-то политическую партию. У нас есть порог неприятия и принятия. Мы примем кандидатов, которые не будут расистами и будут демократичными и инклюзивными. Я определенно не думаю, что основа нашей партии будет голосовать за правого, националистического, расистского кандидата». Бакырхан добавил, что они также приняли меры предосторожности против узурпации власти турецкими ставленниками, находящимися на руководящих должностях.

ИЗОЛЯЦИЯ ИМРАЛИ И ГОЛОДОВКИ

На вопрос о том, какую борьбу они будут вести против изоляции лидера курдского народа Абдуллы Оджалана, Бакырхан ответил следующее: «Изоляция – это реальность этой страны. У нашей партии есть четкая позиция по этому вопросу. Если главной проблемой Турции является курдская проблема, то изоляция должна быть снята, если она является источником проблем. Абдулла Оджалан выдвинул очень важные для турецкого общества идеи во время процесса урегулирования. Идея демократической нации, демократической республики и равной жизни очень ценна. К сожалению, когда этот процесс был отложен, в Турции начали происходить другие вещи. Коррупция, режим единоличного правления, голод, нищета и целый ворох проблем. Ясно видно, что же на самом деле принесет решение этой проблемы обществу в Турции. В поисках решении курдской проблемы есть очень важный собеседник. У него есть воля к ее решению, он хочет ее решить. Тот факт, что в течение 3 лет ему не разрешают встречаться со своей семьей и адвокатами, негативен для турецкого общества. Изоляция Абдуллы Оджалана должна быть снята, и он должен быть включен в процесс, понимая, что он является действующим лицом в решении курдской проблемы. В противном случае то, что они называют новой конституцией, может оказаться дальнейшей институционализацией режима правления одного человека. Это может быть конституция ПСР. Если курдская проблема не затрагивается в процессе обсуждения новой конституции, если в процесс не вовлечен участник решения, она будет восприниматься скептически.  Собственно говоря, именно это и показывает практика.

Голодовка в тюрьмах – это позор для нашего общества. Если те, кто находится снаружи, не могут высказываться против антидемократической практики, если они не могут организоваться, если они не могут дать отпор, если люди в тюрьмах остаются в том положении, к каком они находятся сейчас, то мы, демократическая оппозиция, должны сесть, подумать и обсудить, как это исправить. Мы хотим, чтобы стало известно, что в ближайшие дни мы приложим интенсивные усилия для освобождения заключенных, чтобы голодовки больше не повторялись, чтобы общество было более чувствительным к этому вопросу. Мы уже прислушались к голосам, доносящимся из тюрем, но нам нужно идти дальше».

«МЫ ВСТРЕЧАЕМСЯ СО ВСЕМИ, ЧТОБЫ НАЙТИ РЕШЕНИЕ»

Бакырхан также заявил: «Наши люди испытывают дискомфорт: сколько людей объединились в протесте против двустороннести закона. Я задаюсь вопросом, в правильном ли мы месте? Действительно ли мы делаем все для решения курдской проблемы, для демократизации Турции, для снятия изоляции, для больных заключенных? В области постпротокола наблюдается серьезное нарушение. Мы говорим о документе, подготовленном с использованием государственных кодов, отрицающих курдов, о документе, который является продолжением столетней антикурдской политики во втором веке существования Турецкой Республики. Немыслимо, чтобы это вызывало дискомфорт. Обсуждалась политика нашего альянса, его недостатки и неэффективность. Но после выборов мы вступили в процесс самокритики. После выборов это развилось в НРП. Этот протокол – документ позора. Мы не забудем этот протокол. Это вызвало недовольство в сотрудничестве и взаимодействии, которое мы собираемся осуществлять в ближайшие периоды, но он не является препятствием. Если он будет способствовать решению проблемы, если он устранит менталитет, позволяющий режиму насаждать своих ставленников, и изоляцию, если это будет демократическая новая конституция, основанная на участии населения, мы сядем и поговорим. Это не означает, что мы поступимся своими принципами. Мы встретимся со всеми, если это послужит нахождению решения».

АЛЬЯНС ТРУДА И СВОБОДЫ

На вопрос о будущем Альянса труда и свободы Тюлай Хатимогуллари ответил следующее: «Мы создали Альянс труда и свободы накануне всеобщих выборов. Нашей целью было создание альянса борьбы. Мы не называли его предвыборным альянсом, но его понимали именно так, потому что он был сформирован до выборов. Мы считаем, что нынешняя форма Альянса свободы труда недостаточно эффективна. Мы еще не обсуждали это подробно с членами альянса. В решениях нашей конференции говорится о том, что мы объединимся с самым широким спектром политических и социальных сил, чтобы поговорить о том, как создать условия для борьбы за построение демократической Турции, о том, какие шаги можно предпринять для демократизации республики и как вести эту борьбу. Нам нужен альянс борьбы по самому широкому спектру. Курдская проблема, проблема алевитов, проблема рабочих, проблема трудящихся, проблема насилия над женщинами – нам нужен самый широкий альянс для решения этих проблем».