Третья сессии конференции в Гамбурге под названием «Мы хотим вернуть себе наш мир», входящей в цикл мероприятий с общим названием «Бросая вызов капиталистической современности», открыла второй центральный блок тем – «Сопротивление, реапроприация и восстановление» – в пятницу вечером. Сессия была посвящена утверждению «Сопротивление и перемены начинаются с искусства». Данный блок тем будет завершён в пятницу сессией, посвящённой образованию. В сессии, за модерацию которой отвечала Тарголь Месбах, приняли участие Айрин Анастас, Рене Габри и Давид Нойерденбург.
Сессия началась с презентации, подготовленной студентом археологического факультета Давидом Нойерденбургом. Он раскритиковал классическую археологию за патриархальную методологию, которая, по его словам, помогает патриархальной капиталистической системе устанавливать и закреплять свою доминацию. «Таким образом, археология зачастую является лишь демонстрацией последовательной смены правящих систем и империй. Это легитимизирует власть и представляет государственную систему как единственную и безальтернативную, что в свою очередь подрывает общественные ценности», – заявил Нойерденбург, сославшись на археологическую науку в Турции, обслуживающую турецкий режим и являющуюся мощным средством по стиранию из памяти курдской идентичности.
Ссылаясь на работы Абдуллы Оджалана и Мюррея Букчина на тему «демократической цивилизации» и «наследия свободы», Нойерденбург подчеркнул центральную роль понимания истории для свободного сосуществования. Он объяснил принцип «истории снизу» на основе пяти критериев:
«История снизу исследует жизнь рабочих людей, демонстрируя критический взгляд на власть и сопротивление. Данный подход основывается на опыте «обычных» людей, их сознании и ставит перед собой задачу сделать так, чтобы голоса этих людей были услышаны и они таким образом смогли оказывать своё воздействие на происходящее. Только взаимосвязь со своей историей обеспечивает связь с собственной борьбой, потому что правители пытались «исключить наше существование из истории».
В своей презентации Нойерденбург в деталях рассказал о работе археологического комитета в районах, подконтрольных Автономной администрации Северо-восточной Сирии. У него была возможность взять интервью у соруководителей комитета в рамках своего исследовательского проекта. В первые дни существования проекта его основной задачей были сохранение и защита исторических мест и информационно-просветительская работах в образовательных институтах. Из-за того, что регион подвергся оккупации джихадистов, многие культурные места оказались разграблены и уничтожены. После освобождения региона благодаря действиям Сил демократической Сирии (СДС) стало возможным оценить весь масштаб разрушений. Тысячи артефактов были проданы или уничтожены. Комитет тесно сотрудничает с местным населением, чтобы информировать более широкие слои общества о культурном наследии, вовлекать новых людей в свою работу.
Давид Нойерденбург завершил свою презентацию, подчеркнув важность местной историографии и децентрализации исторического знания в борьбе с мифами о государстве. Он подытожил своё выступление подходящей цитатой из творчества Мюррея Букчина: «Предположение, что то, что существует сегодня, существовало всегда, это кислота, разъедающая любое мышление с прицелом на будущее».
После этого Айрин Анастас и Рене Габри выступили с совместной лекцией о понимании искусства в рамках сопротивления и о его перспективах в революции. Классический характер чтения лекции был нарушен, его обогатили метафорическими описаниями и методами, основанными на вовлечении аудитории в процесс. Выступающие начали свою лекцию с собственных историй о подходе к искусству. Рене Габри рассказал о своём опыте в Лос-Анджелесе, когда он был ребёнком и не мог говорить по-английски, из-за чего ему приходилось общаться с другими детьми посредством рисунков. Будучи подростком, он снял фильм, чтобы рассказать свою историю и выразить самого себя. Айрин Анастас рассказала о книге, которую она прочла, изучая архитектуру в Берлине, и которая продолжает её вдохновлять и по сей день.
Выступающие объяснили свою критику концепции искусства в капиталистической современности и обратились к разделению ролей между профессиональными деятелями искусства и пассивными зрителями, объяснив логику эксплуатации и власть, заложенные в это разделение. Они заявили, что в их понимании искусства нет деятеля искусства вообще или, точнее, каждый может стать таковым. Они понимают искусство как путь к свободе, как игровое поле, где можно опробовать другой мир, попробовать то, что существует без патриархата, капитализма, расизма и колониализма, вне их рамок. Затем они назвали искусство «местом свободы» и выражением той хорошей жизни, к которой стремимся все мы.
Затем Рене Габри зачитал текст, в котором рассказывается о функции голоса как коллективной силы сообщества и выразителя характера общества и истории. Он объяснил, что в каждом человеке и, таким образом, каждом голосе отображается противоречие между индустриализированной жизнью в мегаполисах и сопротивлением в тех местах, где удалось добиться автономии. Движение «Оккупируй Уолл-стрит» рассматривается в этом тексте как конкретный пример, как место коммунального обмена и проявлений искусства. Текст описывает опыт этих людей и силу, которая проявилась через коллектив и возвращение себе этого исключительно капиталистического района через культуру и движение сопротивления. Это самое пространство, говорится в тексте, стало местом для искусства, выражающегося в экспериментах, в распробовании того или иного, в игре с коллективными перспективами.
В конце участникам конференции также дали возможность принять участие в происходящем, попросив на протяжении двух минут издавать какой-нибудь звук или шум. Это создало некий коллективный момент с разными формами выражения, что позволило испытать одновременно единство и различия.
В последующей дискуссии были более подробно обсуждены некоторые моменты из презентаций. Например, один участник отметил, что искусство в обществе было уделом и привилегией избранных и что маргинализированные группы, в частности, были лишены доступа к этой форме самовыражения. Такие формы выражения, как рукоделие и фольклор, не рассматривались обществом как проявление искусства. Более того, искусство часто было выражением индивидуализма и не искало коллективных решений.
Дискуссионный раунд показал, насколько разнообразно может пониматься предмет искусства и как же сильно не хватает различного опыта в этой области. Таким образом, дискуссия завершилась призывом активно обмениваться идеями по этой теме.
Сегодня конференция была продолжена темой децентрализованных групповых занятий. Эту программу, которая готовилась месяцами, пришлось изменить из-за скандального отказа со стороны Гамбургского университета предоставить помещение, случившегося из-за давления со стороны Федерального ведомства по охране конституции Германии. Конференция продолжится в воскресенье в Bürgerhaus Wilhelmsburg (место для проведения встреч и мероприятий).