Курду из Рожавы, пробывшему 30 лет в турецкой тюрьме, грозит депортация
АЮВС предостерегает от депортации курда родом из Рожавы по имени Абдулманаф, который 30 лет провёл в турецких застенках.
АЮВС предостерегает от депортации курда родом из Рожавы по имени Абдулманаф, который 30 лет провёл в турецких застенках.
Абдулманаф Осман, которому сейчас 58 лет, более половины своей жизни провёл в турецкой тюрьме. В 1993 году его арестовали в провинции Батман и приговорили в том же году к пожизненному заключению «за подрыв государственной целостности Турции». Его обвинили в том, что он якобы является членом Рабочей партии Курдистана (РПК). В то время ему было всего 28 лет.
После пребывания в различных тюрьмах и центрах заключения в стране Абдулманаф Осман был в итоге отправлен в тюрьму со строгим режимом в Акхисаре в провинции Турции Маниса. В воскресенье его наконец выпустили из тюрьмы – но свободу он в итоге так и не обрёл. На глазах у его родных, членов Организации по оказанию помощи заключённым, представителей Ассоциации юристов, выступающих за свободу (АЮВС), и членов исполнительного комитета местного отделения Демократической партии народов (ДПН), которые прибыли к зданию тюремного комплекса, чтобы встретить его, он был арестован жандармами и доставлен в полицейский участок. Это произошло без всяких законных оснований и без какого-либо постановления суда, – сообщает адвокат Османа Халил Чошкун. По утверждению турецких властей, он должен быть депортирован, так как лишён какого-либо статуса. «В отношении моего подопечного было принято незаконное и антигуманное решение депортировать его в Сирию. Туда, где его жизнь будет подвергаться серьёзной опасности».
Абдулманаф Осман – курд родом из Рожавы. Он родился в 1965 году в Хасаке, где и проживал до окончания средней школы. Он получил степень по геологии в столице Сирии Дамаске. В начале девяностых годов он вернулся обратно в Северный Курдистан и в Турцию, где множество членов его семьи проживало в течение десятилетий. Во время своего обучения Абдулманаф посвятил себя литературе во имя сохранения и развития курдской культуры и курдского языка, подавляемых при режиме Ассада. Вначале он писал для газет и журналов, затем стал писать рассказы и романы. Осман написал девять книг за время пребывания в тюрьме с 2003 по 2021 годы. Он также является автором пьесы Destê Şeş Tilî (Рука с шестью пальцами), которая была поставлена на сцене муниципального театра Амеда (Диярбакыр). Помимо этого, он переводил поэмы сирийского поэта Низара Каббани с арабского на курдский.
На самом деле Абдулманафа Османа должны были отпустить на свободу ещё в марте. Но из-за того, что политзаключённый отказывался «раскаиваться в содеянном», его освобождение дважды откладывалось. Так называемый «контрольный комитет», состоящий из тюремного персонала, заявлял, что у него «плохой общественный прогноз». Поэтому его не отпускали на волю, несмотря на то что он полностью отбыл назначенный срок. С прошлой ночи Осман находится в печально известном депортационном центре в провинции западной Турции Эдирне. Согласно информации от его адвоката Халила Чошкуна, Абдулманафа вывезли туда тайным образом в ходе специальной операции.
Депортации из Турции в Сирию осуществляются исключительно в турецкую оккупационную зону. Куда бы ни был депортирован Абдулманаф Осман – в Идлиб, контролируемый террористической группировкой «Хайят Тахрир аль-Шам», или же в другие регионы Северной Сирии, такие как Африн, Сарекание, Гре Спи или Азаз, контролируемые турецкой армией или же протурецкой Сирийской национальной армией (СНА) – коалицией реакционных исламистов и фундаменталистов, – его жизни угрожает серьёзная опасность.
АЮВС в своём заявлении, сделанном во вторник, предостерегает от депортации человека курдского происхождения, чья семья на протяжении многих лет живёт в Турции. «Родным нашего клиента не позволили с ним увидеться, его в итоге доставили в полицейский участок в районе Манисы Акхисар. Во время нашей беседы с жандармами нам не были предоставлены никакие правовые основания для его задержания. Однако, несмотря на это, его удерживали там на протяжении сорока часов. Нам заявили, что он будет доставлен в репатриационноый центр в Измире, но на самом деле его вывезли в Эдирне. У нас есть серьёзные опасения относительно его будущей судьбы после депортации в Сирию, его могут подвергнуть пыткам, дурному и антигуманному обращению, а также вообще убить. Действие статьи YUKK 57/A Закона об иностранцах и международной защиты, согласно которой он должен быть немедленно освобождён, на него не распространяется».