В пятницу представители Швеции, Финляндии и Турции встретились в Хельсинки для обсуждения Мадридского меморандума НАТО. Это была первая трехсторонняя дискуссия о вступлении в НАТО двух стран Севера, на которой обсуждались конкретные шаги по реализации итогов прошедшего меморандума. В этом году Стокгольм и Хельсинки решили стать частью военного альянса после событий на Украине. Однако, поначалу Турция выступила с протестом против вступления в НАТО новых членов.
Анкара возражала против ограничений на поставки оружия в Турцию, а также обвинила Швецию и Финляндию в том, что те стали «очагами террора» и слишком слабо поддерживают «борьбу с террористическими организациями». Под последними Турция подразумевает Рабочую партию Курдистана (РПК) и Отряды народной самообороны (ОНС). Анкара поставила условия для снятия запрета на вступление Швеции и Финляндии в НАТО – в частности, расширение сотрудничества в области разведки и экстрадиции тех людей, кого правительство Эрдогана называет «террористами». В рамках Мадридского меморандума Турция представила подготовленный ею список лиц, выдачи которых она требует от скандинавских стран. В августе Швеция выдала турка, осужденного за якобы имевшее место быть мошенничество.
Примерно тогда, когда проходила пятничная встреча в Хельсинки, курдский активист Мехмет Зинар Бозкурт заявил, что начал смертельную голодовку. 26-летний активист живет в Швеции уже восемь лет, но с пятницы находится в депортационном центре в Каллереде к югу от Гетеборга. Ему грозит депортация в Турцию, хотя там он может оказаться в тюрьме под пытками. С момента своего ареста Бозкурт уже объявил голодовку.
В своем прошении о предоставлении убежища молодой курд утверждал, что подвергается преследованиям в Турции из-за своей национальности и потому, что является сторонником ДПН (оппозиционной Демократической партии народов). Однако, шведская миграционная служба утверждала обратное, и суд согласился с её аргументами. Решающим фактором стало то, что Бозкурт, по данным шведской секретной службы СЭПО, якобы имеет связи с РПК. В ходе допроса ведомство обвинило его в симпатиях не только к ДПН, но и к ОНС/ЖОС, а также в размещении в цифровых СМИ информации о борьбе с ИГИЛ* в Кобани.
В среду миграционная служба временно приостановила процедуру депортации Бозкурта, чтобы начать новую процедуру предоставления убежища и изучить ситуацию с учетом всех данных. Однако, Бозкурту по-прежнему не разрешается покидать тюрьму, где людей содержат до депортации, – потому, что сотрудники СЭПО сочли его «угрозой безопасности». Это также повлияло на его решение превратить начатую им голодовку в смертельную. Он обратился к общественности, написав в Твиттере: «Помогите мне, чтобы мой голос был услышан».
Между тем, адвокаты молодого курда обратились в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) и Комитет ООН против пыток, ходатайствуя о содействии для освобождения Бозкурта. «Мы считаем, что мотивы подхода к делу нашего клиента имеют исключительно политический характер, и мы хотим добиться юридического решения о незаконности его депортации», - пояснил адвокат Абдулла Деведжи. Хотя Бозкурта нет в списке, представленном Турцией Швеции, его пример – один из тех случаев, которые привлекли внимание СМИ как в Швеции, так и в Турции. Шведские правозащитники запустили петицию, обращенную к властям страны с требованием освободить Бозкурта и предоставить ему право остаться в стране.
* - террористическая организация, запрещена в РФ