Курдистан

Курдам запрещают говорить на родном языке

По-прежнему продолжаются запреты курдского языка во всех сферах жизни. За последние семь месяцев было введено не менее 22 ограничений и других мер: от стирания предупреждающих знаков на курдском языке до запретов на концерты, песни и обучение.

С момента основания Турецкой республики притеснения и запреты на курдский язык были неотъемлемой частью общественной жизни. Эта ситуация сохраняется и при правящей с 2002 года Партии справедливости и развития (ПСР).

Газеты и телеканалы на курдском языке закрывались один за другим, а ассоциации и неправительственные организации, занимающиеся преподаванием на этом языке, сталкивались с преследованиями.

Недавно эти запреты и ограничения вновь вышли на первый план, когда Министерство внутренних дел приняло решение стереть предупреждающие знаки на курдском языке. Вслед за этим под удар попали и ассоциации, которые занимаются преподаванием на курдском.

24 сентября в Амеде (Диярбакыре) были проведены одновременные обыски в Ассоциации по изучению языка и культуры Месопотамии (MED-DER), Payîz Pirtûk и образовательном кооперативе языка и искусства Anka. В ходе этих мероприятий были задержаны 30 человек, среди которых были преподаватели курдского языка. 29 человек были освобождены под судебный контроль, а Рифат Рони, бывший сопредседатель MED-DER, был арестован.

Однако на этом запреты и ограничения не закончились. В последнее время запреты распространились на курдские театральные представления и музыкальные концерты. Ниже приведены примеры таких ограничений только за последние семь месяцев:

10 февраля: Курдская театральная пьеса Qral û Travis была запрещена районными администрациями в Агири/Паносе (Патнос) и Дилоке (Антеп). Та же пьеса была запрещена районной управой Шишли всего за несколько часов до запланированной постановки 16 февраля.

17 февраля: Рекламные щиты с курдскими плакатами, подготовленными Партией народного равенства и демократии (ПНРД) и Демократической партией регионов (ДПР) к 21 февраля, Всемирному дню родного языка и местным выборам, были запрещены муниципалитетом при администрации назначенца.

17 февраля: Курдский аккаунт JINNEWS под названием @JinnewsKurmanci был заблокирован для доступа.

21 февраля: Депутаты от ПНРД хотели выступить на курдском языке в парламенте в День родного языка. Однако их микрофон отключили.

24 февраля: Песня курдского исполнителя Касыма Ташдогана «Serhildan jiyan e (Сопротивление – это жизнь)», которую он исполнил на празднике Qers Newroz, стала предметом расследования.

9 марта: Муниципалитет Аданы запретил четырем артистам из музыкальной группы Kolektîfa Rîtmên Azad выступать на митинге, организованном Женской платформой Аданы, который состоялся 8 марта.

22 марта: Концерт Сасы Серап в Мердине был отменен после выступлений в Ване, Мелети и Кайсери.

30 мая: Полиция провела рейд в кафе Pîne, расположенном на улице Санат в квартале Енишехир города Амеда (Диярбакыр). Причиной стал факт, что в кафе было меню на курдском языке.

1 августа: В Амеде были задержаны пять человек, которых обвинили в курдском танце халай.

2 августа: Медин Каймаз, мать Байрама Каймаза, который отбывает 30-летний срок в закрытой тюрьме Текирдаг типа F, не позволили завершить телефонный звонок с сыном, потому что она говорила на курдском языке.

6 августа: Хивда Кахраман, одна из пяти задержанных за танец халай под курдскую музыку на свадьбе в Османие, была арестована.

7 августа: Заключенные закрытой тюрьмы типа Т в Ширнаке сообщили, что администрация запретила говорить на курдском языке во время телефонных разговоров.

10 августа: Четыре молодых человека уволились с работы в одной из компаний в Бодруме после того, как им запретили говорить на курдском языке в коллективе.

28 августа: 31 заключённым женской закрытой тюрьмы Шакран запретили общение и посещения родственников на один месяц из-за того, что пели и скандировали лозунги на курдском языке.

31 августа: В закрытой тюрьме Гиресун Эспийе типа L были изъяты черновик курдской книги, написанной музыкантом Эрканом Бенли, и книги Яшара Кемаля, переведённые на курдский язык.

24 июля: В Мерсине девять человек были задержаны во время танца халай под курдские песни на пляже. Задержанных заставили слушать песню «Ölürüm Türkiyem (Я умру за тебя, моя Турция)» в полицейской машине.

26 июля: Предупреждающие знаки «Pêşî Peya / Пропусти пешехода», написанные на курдском языке городским муниципалитетом Вана на улицах с интенсивным пешеходным движением, были стерты. На их месте появились надписи «Турция есть Турция и останется Турцией». Подобные случаи произошли во многих курдских городах.

27–39 июля: В Серте были задержаны шесть женщин, исполнявших танец халай на свадьбе. Причиной их ареста стало обвинение в «пропаганде незаконной организации» после того, как видеозапись с их выступлением попала в интернет.

В то же время в Стамбуле 18 человек были задержаны за исполнение халая под курдские песни на различных свадьбах. Из них 11 человек были арестованы.

24 сентября: Одновременно были проведены обыски в нескольких местах: в организациях MED-DER, Payîz Pirtûk и образовательном кооперативе языка и искусства Anka

30 сентября: Члены группы Koma Hevra, которые выступали на мероприятии, организованном городским муниципалитетом Амеда на площади Шейха Саида, были задержаны за исполнение курдских песен.