В рамках 57-й сессии Совета ООН по правам человека, которая началась 7 сентября и продлится до 7 октября, была организована конференция «Права человека в Турции – преступления против курдского народа». Это мероприятие было подготовлено Движением против расизма и за дружбу между народами (MRAP) и Женевской курдской ассоциацией по правам человека.
В ходе мероприятия на повестку были вынесены исторические преступления турецкого режима против курдского народа и условия абсолютной изоляции Абдуллы Оджалана. Участие в конференции приняли профессор Ханс-Лукас Кизер, историк Цюрихского университета, Дженгиз Чандар, депутат от ПНРД в Амеде (Диярбакыре) и Адем Узун, член Национального конгресса Курдистана (НКК).
Профессор Кизер: преступления против курдского народа – историческая проблема
Конференция прошла под председательством Джанфранко Фатторини, постоянного представителя MRAP в ООН. Профессор Ханс-Лукас Кизер, выступивший с докладом об исторических корнях преступлений, совершенных против курдского народа, начал со слов: «Чтобы понять нынешнее угнетение этого народа и преступления, совершаемые турецким режимом против курдов в Турции и за ее пределами, необходимо рассмотреть их исторические корни». Подчеркнув, что Турция игнорировала меньшинства, особенно курдов, с давних лет, профессор сказал: «В этом смысле преступления, совершенные против курдского народа, не новы, они имеют историческую преемственность».
Последствия Лозаннского договора были особенно тяжелыми для курдов, добавил Кизер: «Курды, которые были проигнорированы в Лозаннском соглашении, страдают от политики отрицания в 4 частях Курдистана с момента заключения этих договоренностей».
Напомнив о массовых убийствах, включая трагедии в долине Зилан, Халабдже и Шенгале, профессор Кизер отметил, что курды сохранили свою самобытность и сегодня, несмотря на тяжкие преступления, которые им пришлось пережить. «Невзирая на геноцид и преследования, теперь курды более заметны как в своем регионе, так и на международной арене, имея свои собственные организованные силы», – заявил он.
Дженгиз Чандар: говорить о существовании демократии в Турции очень сложно
Следующим слово взял Дженгиз Чандар, депутат от Партии народного равенства и демократии (ПНРД). Чандар отметил, что на нынешнем этапе трудно говорить о существовании демократии в Турции: «Несмотря на то, что Турция одной из первых подписала Европейскую конвенцию по правам человека, сегодня очень сложно говорить о существовании демократии в этой стране».
Касаясь политики турецкого режима в Сирии, Чандар сказал, что одной из главных причин разжигания военного конфликта является присутствие турецких войск: «Турция сохраняет свое военное присутствие в Сирии. Многие курдские регионы оккупированы и находятся под контролем режима Эрдогана».
Отметив, что турецкая политика в Сирии основана на враждебности к курдам, Чандар заявил, что Турция вкладывает большую часть своего национального дохода в войну, несмотря на экономический кризис.
Он также затронул тему нарушений прав человека при правлении Эрдогана.
Адем Узун: политика культурного геноцида продолжается
Член НКК Адем Узун выступил с докладом об условиях, в которых вынужден находиться лидер курдского народа Абдулла Оджалан.
Политик отметил, что история Турции знает немало примеров геноцида в отношении меньшинств, проживающих в стране, и эта политика продолжается и сегодня. Он сказал: «Не только физический, но и политический и культурный геноцид в отношении курдского народа не прекратился и сегодня».
Представитель НКК, посвятивший остальную часть своего выступления условиям изоляции, в которых оказался Абдулла Оджалан, добавил: «В течение 42 месяцев от Оджалана, признанного лидера миллионов людей во всем мире, не поступало никаких вестей. Курдский лидер полностью лишен любых средств связи. Турецкий режим очевидным образом нарушает все универсальные конвенции ООН, ЕС, Женевские конвенции и Правила Нельсона Манделы, в тюрьме на Имралы».
Политик подчеркнул, что упорное стремление сохранять статус-кво в курдском вопросе лежит в основе многих проблем в Турции, и отметил, что турецкий режим остается в стороне от разрешения патовой ситуации, несмотря на все усилия, предпринятые самим Оджаланом.
Адем Узун заявил, что курдский вопрос – проблема международного уровня, и добавил: «Курдистан разделен между 4 государствами. Именно европейские державы, включая Великобританию и Францию, создали эту проблему, спровоцировав раздробленность. Сегодня война режима Эрдогана против курдов обусловлена безоговорочной поддержкой, оказываемой Турции США и другими членами НАТО на протяжении десятилетий».
Предложенные Оджаланом решения имеют международное измерение
Узун подчеркнул, что предложенные Абдуллой Оджаланом решения и идеи имеют международное значение: «Политическое им решение курдского вопроса может положить конец столетней войне и угнетению в Турции и соседних странах. Своими теориями г-н Оджалан предлагает фундаментальное решение глобальных проблем, с которыми мы сталкиваемся сегодня, и дарит нам новую альтернативу».
Указав на опасения по поводу безопасности и состояния здоровья самого известного курдского политзаключенного, Узун продолжил: «Изоляция признана формой пытки на международном уровне. Продолжение этой пытки в течение более чем 3 лет крайне опасно. Мы ничего не знаем о судьбе Оджалана, кроме утверждений о том, что в последнее время он получал «дисциплинарные взыскания» и ему поступали угрозы смерти. Всё это делается с целью предотвращения переговоров».
«Совет ООН по правам человека должен срочно направить делегацию в тюрьму на Имралы»
Курдский спикер подчеркнул, что международные власти, особенно ООН, не вправе молчать в подобной ситуации, и заявил: «Курдскому лидеру должно быть позволено видеться со своими адвокатами и семьей. Необходимо создать соответствующие условия для того, чтобы он мог сыграть свою роль в поиске справедливого и демократического решения курдского вопроса в Турции – проблемы, которая существует уже несколько десятилетий. Также Оджалан должен быть освобожден. Совет ООН по правам человека обязан срочно направить делегацию в Имралы и обеспечить прекращение пыток курдского лидера. Если турецкие власти будут настаивать на сохранении этой ситуации, к Турции должны быть применены конкретные санкции».