Отчет «Турция 2024», ежегодно подготавливаемый Европейской комиссией, исполнительным органом Европейского Союза (ЕС), был опубликован 30 октября. Доклад Турция 2024 был объявлен на пресс-конференции, проведенной в Брюсселе верховным представителем ЕС по внешней политике и безопасности Жозепом Боррелем и комиссаром по расширению Оливером Варгели.
Во введении к отчету было заявлено, что «переговоры о вступлении с Турцией зашли в тупик с 2018 года в соответствии с решениями Совета ЕС». Серьезная обеспокоенность ЕС по поводу продолжающегося снижения демократических стандартов, верховенства закона, независимости судебной системы и уважения основных прав».
В главе доклада «Демократия» подверглась критике президентская система в Турции. В докладе сказано, что президентская система лишена от механизмов контроля, было заявлено, что «большинство надзорных учреждений в стране продолжают подчиняться непосредственно президенту, государственное управление сильно политизировано».
«ТЫСЯЧИ ДЕПУТАТОВ ДПН ЗАДЕРЖАНЫ, ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ КУРДОВ ПРОДОЛЖАЮТСЯ»
Хотя критика была высказана в разделе отчета «Закон и основные права», было подчеркнуто, что «не было достигнуто никакого прогресса по ключевым вопросам, выявленным в предыдущих отчетах, и сохраняются серьезные опасения».
Примечательными моментами отчета «Турция 2024», подготовленного Европейской комиссией, являются следующие:
- Политический плюрализм продолжает отсутствовать. Потому что «около 8000 членов и депутатов ДПН в настоящее время находятся в тюрьме. В январе 2024 года Верховный суд опротестовал два решения Конституционного суда и постановил освободить одного из задержанных фигурантов дела Гези, избранного депутатом парламента. В мае 2024 года несколько бывших депутатов от ДПН и два бывших сопредседателя партии были приговорены к длительным тюремным срокам, несмотря на постановление ЕСПЧ об их немедленном освобождении. Дело о закрытии ДПН по обвинениям в терроризме, которое включает в себя запрет 451 члену ДПН на участие в политической жизни, находится на рассмотрении Конституционного суда.
- Юго-восточный регион оставался источником беспокойства из-за продолжающихся последствий землетрясения в феврале 2023 года.
- Нет никакого прогресса в возобновлении заслуживающего доверия мирного процесса по курдскому вопросу.
- Продолжают поступать сообщения о нарушениях прав человека со стороны сил безопасности. Преступления на почве ненависти и разжигание ненависти в отношении курдов продолжаются. Ни одно судебное или административное заявление не было принято по делам о правах собственности в районе Сур Амеда.
- Губернаторы восточных и юго-восточных провинций ввели произвольные общие запреты на собрания и мероприятия, в том числе перед местными выборами в марте 2024 года.
«ДАВЛЕНИЕ НА КУРДСКИХ ЖУРНАЛИСТОВ И ОППОЗИЦИЮ ПРОДОЛЖАЕТСЯ»
Широкие толкования терроризма, а также судебного и административного давления на журналистов, политических диссидентов, ассоциации адвокатов и правозащитников, занимающихся курдским вопросом, вызывают обеспокоенность.
Курдскоязычные средства массовой информации и учреждения по культурным правам остаются закрытыми с 2016 года.
В деле Кобани в мае 2024 года суд приговорил 24 курдских политиков ДПН к тюремному заключению по подозрению в совершении преступлений против государства. В другом случае дело о закрытии ДПН продолжилось в Конституционном суде. Бывший сопредседатель ДПН Селахаттин Демирташ остается в тюрьме, несмотря на два решения ЕСПЧ, призывающих к его немедленному освобождению. В июне 2024 года Европа призвала власти Турции принять все необходимые меры для его немедленного освобождения.
Есть сообщения о большом количестве новых задержаний по обвинениям, связанным с терроризмом, в отношении членов Партии народного равенства и демократии (Партия DEM), мэров и других представителей DEM.
По делу об убийстве тогдашнего президента Коллегии адвокатов Амеда Тахира Эльчи в 2015 году суд постановил оправдать троих обвиняемых в полиции в июне 2024 года из-за отсутствия доказательств.
Во время местных выборов в марте 2024 года поступали утверждения о том, что силы безопасности были развернуты в юго-восточном регионе, чтобы повлиять на результаты голосования.
Мэры, которые были уволены на двух последних местных выборах и заменены попечителями, находятся либо в тюрьме, либо за границей. Рекомендации Конгресса местных и региональных властей Совета Европы по Турции от марта 2022 года еще не реализованы.
Продолжаются судебные разбирательства в отношении финансируемых государством проектов строительства объектов культурного, исторического и религиозного наследия, поврежденных во время военных и силовых операций в 2015 и 2016 годах.
Нет комплексного подхода к поиску пропавших без вести лиц, эксгумации массовых захоронений или независимому расследованию внесудебных убийств, предположительно совершенных силами безопасности.
Почти все дела о насильственных исчезновениях в 1990-е годы были прекращены в связи с истечением срока давности, и только два дела продолжаются.
«ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ОБЩЕСТВЕННОСТИ»
Система деревенской охраны, полувоенное формирование, поддерживающее турецкие силы безопасности, препятствует возвращению перемещенных жителей деревень и представляет собой препятствие на пути политического решения курдского вопроса. Некоторые деревенские охранники нарушают права человека и обвинялись в чрезмерном применении силы против курдского населения.
В главе «Право на жизнь» раздела «Основные права» не было предпринято никаких шагов для улучшения ситуации с правом на жизнь и устранения безнаказанности силовиков.
«УСТРАНИМ ПРЕПЯТСТВИЯ ДЛЯ ОБЪЯВЛЕНИЯ ОТЧЕТОВ ЕКПП»
Пытки и жестокое обращение продолжали иметь место в центрах содержания под стражей, тюрьмах, местах неофициального содержания под стражей, СИЗО и транспортных средствах, а также во время демонстраций. Непропорциональное применение силы силами безопасности продолжается. В ограниченном числе случаев к обвиняемым офицерам применялись административные меры. Ситуация не отвечает основным требованиям Факультативного протокола к Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания и не эффективно рассматривает переданные ему дела.
Турции рекомендуется разрешить публикацию всех ожидающих рассмотрения отчетов Европейского комитета по предотвращению пыток и ввести процедуру автоматической публикации таких отчетов».
РЕАКЦИЯ НА ИЗОЛЯЦИЮ ИМРАЛЫ
В разделе «Реализация уголовных наказаний» в докладе было обращено внимание на практику пыток надзирателей, произвол тюремных наблюдательных комиссий, изоляцию заключенных и изоляцию лидера Абдуллы Оджалана, было сказано следующее :
«Продолжают поступать сообщения о нарушениях прав человека, усугубляемые широко распространенной безнаказанностью со стороны тюремных чиновников. Жестокое обращение с политическими заключенными в зависимости от режима казни также вызывает обеспокоенность. Тюремная администрация и наблюдательные советы имеют тенденцию произвольно откладывать условно-досрочное освобождение заключенных. Обвиняемые все чаще содержатся в тюрьмах или центрах содержания под стражей вдали от места, где предположительно было совершено преступление, что обостряет семейные проблемы, и это общая проблема по стране. Деятельность остается ограниченной и произвольной. Лидеру Оджалану и трем другим заключенным в тюрьме Имралы не разрешают встречаться со своими адвокатами и родственниками в течение последних 43 месяцев».
ДАВЛЕНИЕ НА КУРДОВ
Давление на курдов также было включено в доклад «Турция 2024»:
«В государственных школах предлагаются факультативные курсы курдского и черкесского языков, но требование наличия не менее 10 учащихся на этих курсах и недостаточное количество назначенных учителей остаются препятствиями. В юго-восточном регионе назначенные государством мэры-попечители начали менять первоначальные названия улиц и культурных центров и запрещать культурную деятельность на курдском языке».
ТУРЦИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ТРАНЗИТНОЙ СТРАНОЙ В НАРКОТОРГОВЛЕ
В докладе отмечается, что Турция является транзитной страной в торговле наркотиками, и говорится: «Турция продолжает оставаться транзитным маршрутом для наркотиков между Азией и Европой. Необходимо укреплять обмен информацией и сотрудничество с партнерами по правоохранительным органам ЕС, особенно в отношении прекращения наркотрафика героина».
РЕКОМЕНДАЦИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ КОМИССИИ
Ссылаясь на тот факт, что рекомендации, отправленные Турции в прошлом году, не были выполнены турецким государством, Европейская комиссия вынесла следующие рекомендации, подчеркнув, что рекомендации остаются в силе:
«Создание политической и правовой среды, соответствующей европейским стандартам, позволяющей судебной власти выполнять свои обязанности независимо и беспристрастно, разделение власти и обеспечение уважения нижестоящими судами решений Конституционного суда, решений о соответствии судебной практики ЕСПЧ.
Изменить структуру Совета судей и прокуроров (HSK) и процесс отбора его членов, чтобы ограничить роль и влияние исполнительной власти и ввести гарантии против вмешательства HSK или высокопоставленных должностных лиц в судебные процессы.
Необходимо обеспечить, чтобы во всех судебных разбирательствах соблюдались основные права, включая, в частности, права жертв преступлений и процессуальные права подозреваемых и обвиняемых в уголовном судопроизводстве.
Необходимо должным образом защищать презумпцию невиновности, принципы индивидуальной уголовной ответственности, право на защиту и право на справедливое судебное разбирательство».