Адвокат Джихан Айдын заявила в ходе дебатов на тему «Право на мир и изоляция», что необходимо усилить требование мира, в то время как адвокат Мазлум Динч заявил, что "сопротивление должно быть усилено", чтобы избавить от изоляции курдского национального лидера Абдуллу Оджалана.
Ассоциация по правам человека (IHD), Ассоциация юристов за свободу (IHD) и Комиссия по правам человека коллегии адвокатов Мердина организовали дискуссию на тему «Право на мир и изоляция» в рамках мероприятий Недели прав человека. Панель прошла в конференц-зале Tahir Elçi под руководством адвоката Мелека Бозкурта. В качестве докладчиков выступили бывший президент коллегии адвокатов «Амед» адвокат Джихан Айдын и адвокат Мазлум Динч из коллегии адвокатов «Асрин». Президент коллегии адвокатов Исмаил Элик выступил со вступительной речью на заседании, на котором присутствовало много людей, и обратил внимание на важность борьбы за права человека.
После представления докладчиков ведущий адвокат Бозкурт почтил память Гариба Гезера, убитого в тюрьме Кандыра 9 декабря 2021 года.
Айдын: необходимо объяснить, что такое мир
Затем Джихан Айдын, бывший президент коллегии адвокатов «Амед», получила слово на тему «Право на мир». Отметив, что право на мир должно прививаться в обществе, Айдын заявила, что важно вовлекать в эти дискуссии молодежь. Отметив, что закон определяет право на мир и что подстрекательство к войне является уголовным преступлением, Айдын сказала: «К сожалению, у нас все происходит наоборот. Подстрекательство к войне не считается преступлением, а тех, кто выступает против войны, наоборот, отдают под суд. Совсем недавно, во время атак Турции на Рожаву, мы выступили с декларацией от девяти ассоциаций адвокатов и попали под следствие по этой причине. Поэтому в такой географии очень сложно защищать мир. Именно поэтому те, кто разжигает войну, имеют более громкий голос, чем мы... По этой причине трудно объяснить массам, что такое мир, но сделать это необходимо. Потому что идея мира - это вопрос, который касается всех слоев общества. Непременным условием всех прав человека является мир».
«Необходимо социализировать требование мира»
Заявив, что мирные процессы очень сложны, и сославшись на Ирландский процесс и прошлые мирные процессы между Израилем и Палестиной, Айдын сказала: «Израильско-палестинский мирный процесс, подписанный в 1993 году, был немного похож на процесс урегулирования в нашей стране. В нем было больше рамок. В то время Исаак Рабин использовал фразу: «Вы заключаете мир с теми, с кем боретесь». Затем он был убит религиозным экстремистом во время мирной демонстрации. В результате процесс, к которому мы пришли сегодня, длился один месяц, в течение которого погибло более 17 тысяч человек. Это показывает нам, что те, кто выступает за мир, в конечном итоге могут быть убиты. Ситуация в Турции в чем-то похожа на эту».
Напомнив о «Процессе демократического решения», который проводился в Турции с 2013 по 2015 год, Айдын напомнила слова президента Турции Эрдогана: «Процесс находится в холодильнике», добавив: «Я думаю, что процесса там тоже нет. Если бы он был, мы могли бы растопить лед. Эти процессы имеют и экономические последствия. Это можно увидеть, если сравнить сегодняшнюю экономическую ситуацию с тем периодом и даже с предыдущими процессами прекращения огня... Возможно, мы не смогли социализировать этот процесс. Вот почему г-н Оджалан с самого начала говорил о «третьем глазе». Поэтому, поскольку мы не смогли социализировать этот процесс, он оказался на хрупкой почве, и в результате мы пришли к сегодняшнему дню. Если бы мы могли принять этот процесс более массово, более открыто, возможно, этот стол не был бы опрокинут так легко. Потому что баланс сил был в пользу одной стороны и против другой. Если бы мы смогли социализировать идею мира для курдской стороны таким образом, чтобы включить в нее другие сегменты Турции, сегодня все могло бы быть иначе».
Адвокат Динч: метод, опробованный в Имралы, применяется на практике в стране
Адвокат Мазлум Динч обратил внимание на усилия лидера Абдуллы Оджалана по достижению мира и сказал: «Господин Оджалан усилил как курдскую борьбу, так и демократическую борьбу в Имралы. Сегодня весь мир знает о борьбе курдов. Благодаря борьбе Оджалана в Имралы в тяжелых условиях, эта борьба стала признанной и известной». Динч отметил, что в то время как Оджалан боролся за мир в Имралы, он также вел борьбу с заговором против него, и сказал: «В то время как на повестке дня стояли вопросы невыполнения решений ЕСПЧ или невыполнения решений Конституционного суда, оппозиция не так часто высказывалась о непризнании решения ЕСПЧ о повторном суде над Оджаланом. В настоящее время метод, который был фактически опробован в Имралы, вводится в действие в любое время и любым удобным способом».
«Запрет на адвокатов в Имралы действует уже 12 лет, — сказал Динч, добавив: - Если бы это было где-нибудь еще в мире, правозащитники встали бы на защиту, но в Имралы это продолжается уже 12 лет». Точно так же другие заключенные не могут встретиться со своими адвокатами и семьями». Динч отметил, что тогдашний министр юстиции обещал, что в 2019 году не будет никаких препятствий для встреч, но, несмотря на это, из Имралы уже 33 месяца нет никаких вестей: «Их держат под стражей уже 33 месяца, а все коммуникационные связи с миром прерваны».
«Причина изоляции - благородная мирная позиция»
Отметив, что у национальных и международных институтов нет подхода к прекращению противозаконных действий против Оджалана, Динч сказал: «Существуют политические мотивы для того, чтобы держать господина Оджалана в такой тяжелой изоляции. Не только в турецкой, но и в ближневосточной и международной политике. Это свидетельствует о социальной и политической силе г-на Оджалана. В мире нет примера подобной изоляции. Мандела содержался в островной тюрьме в Южной Африке, но мы видели, что ему никогда не препятствовали встречаться со своим адвокатом. Честная мирная позиция г-на Оджалана позволяет держать его в такой жесткой изоляции, потому что такая позиция не нужна этим силам».
«Необходимо усилить сопротивление»
Описывая усилия Оджалана и подчеркивая важность его борьбы за мир, Динч сказал: «Мы должны вести большую борьбу, чтобы поддержать эти усилия. Чтобы покончить с изоляцией, нам необходимо расширить демократическую политику и социализировать борьбу». Во время переговоров с Оджаланом мы все видели, что не было жертв и сократилось жестокое обращение. Поэтому изоляция должна быть прервана. Да, процесс вернется за стол переговоров. Г-н Оджалан также говорит об этом, но для того, чтобы процесс вернулся за стол переговоров без дальнейших жертв, общество должно участвовать в этом процессе. И здесь задача ложится на тех, кто борется за права человека, и тех, кто выступает за мир... Решение не в том, чтобы отступить. Решение состоит в том, чтобы быть настойчивым. Необходимо оказывать сопротивление. Необходимо вселять в общество надежду и дискуссии. Когда вы делаете эти вещи, решение появляется само собой».
Панель завершилась сессией вопросов и ответов.