Турция

Дело о бойне в Анкаре рассмотрят в Европейском суде по правам человека

После отклонения иска против турецких властей в связи с бойней в Анкаре, имевшей место 10 октября 2015 года, адвокат Ильке Ишик сообщила, что обратится с этим делом в Европейский суд по правам человека.

10 октября 2015 года стало днем ужаса и террора для всех демократических кругов Курдистана и Турции. Незадолго до этого турецкий режим вышел из процесса мирного урегулирования в одностороннем порядке, и армия сравняла с землей курдские города, провозгласившие демократическую автономию после отмены выборов. Турция вооружила ИГИЛ* для борьбы против самоуправляемой администрации в Рожаве, и множество граждан выходили на протесты, выступая за мир на фоне эскалации военных действий. На митинге, который созвали политики ДПН, крупные профсоюзные объединения KESK и DISK, Палата архитекторов и инженеров (TMMOB) и Медицинская ассоциация Турции (TTB) под лозунгом «За труд, демократию и мир», появились двое убийц-смертников. Боевики ИГИЛ взорвали себя перед центральным вокзалом Анкары, отняв жизни 104 человек и ранив более 500. Некоторые из пострадавших получили тяжелые ранения.

В отчете Министерства внутренних дел говорилось о «пренебрежении» обязанностями заместителя отдела главы по обеспечению безопасности полиции Анкары. Даже министерство внутренних дел вынуждено было признать, что разведка получила информацию о том, что Юнус Эмре Алагёз, один из нападавших, готовился к теракту. Судя по всему, за Алагёзом могли вести наблюдение. Он был братом убийцы из числа джихадистов ИГИЛ, участвовавших в нападении в Суруче, – речь идет о Шейхе Абдуррахмане Алагёзе, который убил 33 молодых активистов, собиравшихся доставить гуманитарную помощь в осажденный город Кобани в июле 2015 года. И, пока курдские активисты попадали в тюрьмы за критические посты в социальных сетях, джихадиста ИГИЛ даже не задержали накануне теракта.

В отчете также говорится о применении слезоточивого газа против выживших демонстрантов. Факт смерти людей в результате применения слезоточивого газа отрицается, но документ ещё раз подтвердил, что после массового убийства полиция применяла это средство против жертв. Таким образом, отчет мог бы послужить основанием для судебного иска, несмотря на его одностороннюю ангажированность в пользу государства. Тем не менее, Конституционный суд учел позицию губернатора Анкары и прокуратуры, не приняв иск против представителей местного полицейского управления. Это означает, что возможности для судебных разбирательств в Турции исчерпаны, и теперь истцам открыт путь в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ).

Конституционный суд Турции отклонил ходатайство против полицейского руководства – людей, несущих свою долю ответственности за бойню 10 октября, – как «неприемлемое». Суд оправдал решение губернатора и прокуратуры Анкары, которые не санкционировали расследование против государственных чиновников, несмотря на все данные, изложенные в официальном отчете от 2016 года, в котором говорилось, что «следует инициировать уголовное расследование в отношении руководителей полиции Анкары, поскольку они несут ответственность за массовое убийство».

Оценивая решение Конституционного суда, объединившего 9 отдельных исков, Ильке Ишик, одна из адвокатов по этому делу, сказала корреспонденту ANF, что теперь пришло время для международного судебного процесса.

«Мы столкнулись с практикой безнаказанности, когда речь идет об ответственности государственных чиновников за массовые убийства, к которым причастно государство. Это новое решение Конституционного суда ещё раз подтверждает данный тезис», – отметила Ишик.

Конституционный суд постановил, что отказ от расследования был «законным»

Адвокат добавила: «Мы узнали об этом документе и подали иск на его основе, требуя провести расследование в отношении администрации губернатора Анкары и ответственных сотрудников местного управления полиции. Мы обратились в Конституционный суд после того, как наша жалоба не была рассмотрена. Конституционный суд рассмотрел девять отдельных исков, связанных с трагедией 10 октября в Анкаре, и постановил, что все они «неприемлемы» по различным причинам. Суд заявил, что ему не удалось установить какой-либо факт неконституционности. Некоторые из этих исков были рассмотрены в рамках соответствующей процедуры, а ряд других были признаны недостаточно «квалифицированными». Заявителями были семьи и родственники погибших и раненых – иными словами, те, кто непосредственно пережили бойню и стали её жертвами первой степени. Конституционный суд счел правильным решение прокуратуры Анкары не начинать расследование и отказать в принятии иска. Суд заявил: «Вы не исчерпали средства правовой защиты, есть и другие органы, в которые вы могли бы обратиться». Но их нет, это окончательное решение. Главная прокуратура Анкары решила не заниматься этим делом, и у нас не остается внутренних средств правовой защиты. Другого механизма обжалования не существует. Поэтому мы обратились в Конституционный суд».

«Ответственность государственных служащих была проигнорирована»

Адвокат осудила действия Конституционного суда, заявив: «Ответственность государственных служащих явно игнорируется. В этом и заключается суть вердикта по заявлениям девяти различных истцов. В своих предыдущих решениях по административным судебным вопросам Конституционный суд подтвердил, что содержание отчета гражданских инспекторов имеет большое значение и потому любые административные судебные разбирательства должны оцениваться на основе этого документа и его содержания. Однако, на этот раз отчет вообще не обсуждался и даже не упоминался. Тем не менее, необходимо повторить следующее: в данном отчете описывается информация, на которую не отреагировали сотрудники полицейского управления Анкары, и необходимые действия, которые так и не были предприняты. В нем даже говорится, что 14 сентября эта информация держалась в секрете, а необходимые меры безопасности не были приняты накануне митинга. Оргкомитет не был проинформирован об этой угрозе и не знал об имевшейся разведывательной информации: «Сотрудники полицейского управления безопасности Анкары не приняли необходимых мер безопасности в ходе митинга и не оценили полученную ими информацию. Поэтому против них должно быть начато расследование». Это цитата из отчета гражданского инспектора, который Конституционный суд не включил в свой вердикт. Поэтому данное решение является абсолютно неприемлемым. Итак, мы считаем это решение Конституционного суда неприемлемым. Оно было принято, чтобы скрыть истоки трагедии 10 октября и игнорировать ответственность государственных служащих».

«Мы натыкаемся на одни и те же стены на протяжении девяти лет»

Ишик подчеркнула, что теперь пострадавшим открыт путь в ЕСПЧ: «На самом деле, мы снова и снова натыкаемся на одни и те же стены, и это продолжается вот уже почти девять лет. 4-й высший уголовный суд в Анкаре не занимается вопросами ответственности государственных служащих. Различные органы прокуратуры также не занимаются этой проблемой. Мы подавали жалобы прокурорам, но Высший совет судей и прокуроров ничего не предпринял. Мы обращались в Министерство внутренних дел с просьбой предоставить документы, но ничего не добились. Другими словами, мы видим повсеместную решимость сделать так, чтобы виновные в трагедии 10 октября никогда не предстали перед судом. Было принято решение не привлекать их к ответственности. Разумеется, мы подадим апелляцию в Европейский суд по правам человека. Это будет наше первое обращение в ЕСПЧ в связи с массовым убийством, совершенным 10 октября в Анкаре, поскольку судебный процесс ещё не исчерпан. Кроме того, это решение стало крайне негативным прецедентом, когда ответственность государственных должностных лиц была проигнорирована. На самом деле в нашей стране было принято множество подобных решений. Публичные должностные лица пользуются безнаказанностью даже тогда, когда несут очевидную ответственность за массовые убийства, к которым причастно государство. К сожалению, теперь мы можем констатировать, что Конституционный суд добавил ещё одно подобное решение к череде аналогичных вердиктов».

* - террористическая организация, запрещена в РФ