Комиссия ДПН по законодательству и правам человека выступила с заявлением по поводу изоляции Оджалана.
В партийном заявлении сказано следующее: «С тех пор, как товарищ Абдулла Оджалан был переведен в тюрьму острова Имралы вследствие международного заговора, реализованного 15 февраля 1999 г., он вынужден находиться в одиночной камере. Ему не дают возможности встречаться с семьей и адвокатами, пренебрегая всеми юридическими нормами. Пока эта бесчеловечная практика продолжается, скоро пройдет 4 года с того дня, когда ходатайства адвокатов о встрече с самым известным курдским политзаключенным начали систематически отклоняться.
До 2011 года право Абдуллы Оджалана на встречу с адвокатом было ограничено одним часом в неделю, несмотря на то, что такого положения не было в турецком праве. Даже при этом ограничении встречам всегда создавали искусственные препоны, используя в качестве предлога «плохие погодные условия» или «поломку судна», перевозящего людей на остров. С 27 июля 2011 года по сегодняшний день, включая период со 2 мая по 7 августа 2019 года, адвокаты смогли добиться контакта со своим клиентом лишь пять раз. Последняя из этих пяти встреч состоялась 7 августа 2019 года. Прочие узники островной тюрьмы – Хамили Йылдырым, Омер Хайри Конар и Вейси Акташ, – не видели своих адвокатов с 16-17 марта 2015 года, когда были переведены на Имралы. Письменные запросы, отправленные защитниками заключенных островной тюрьмы в прокуратуру г. Бурса и тюремную администрацию Имралы, остались без ответа.
5 августа 2020 года Европейский комитет по предупреждению пыток (ЕКПП) представил общественности скудный комментарий о ситуации на острове. Комитет назвал положение дел, при котором получить информацию с Имралы невозможно, полным отсутствием контактов с заключенными, и заявил, что эта ситуация неприемлема, предложив положить ей конец. ЕКПП также сообщил, что его делегация отправилась на Имралы во время своего визита в Турцию, прошедшего с 20 по 29 сентября 2022 года. Однако, никаких заявлений относительно условий содержания заключенных представители комитета так и не сделали.
Изоляция связана с политикой войны
Адвокаты узников Имралы сообщили, что обратились в Комитет ООН по правам человека с просьбой прекратить абсолютную изоляцию своих клиентов. Эта просьба была принята, и согласно решению, вынесенному 6 августа 2022 г., правительство Турции было проинформировано о том, что «изоляция должно быть прекращена в случаях, когда имеются заявки на посещение; встреча с любым адвокатом, с которым пожелают увидеться заключенные, должна состояться беспрепятственно». Однако, ни доклады ЕКПП, ни резолюции ООН не повлияли на турецкий режим. Ситуация не изменилась. После телефонного разговора, состоявшегося 25 марта 2021 года и прерванного через несколько минут, от Абдуллы Оджалана не поступало больше никакой информации.
Система изоляции на Имралы насчитывает уже 24 года; она представляет собой пример произвола и дискриминации и противоречит международным законам и конвенциям. Если люди будут воспринимать этот 24-летний режим, как обычный подход к тюрьмам, оправдывая изоляцию с юридической стороны, то любой протест против этого закона может дать лишь скудные результаты. Изоляцию можно объяснить политикой государства, которое препятствует решению курдского вопроса и проводит политику войны на Ближнем Востоке. Историческая роль и общественная миссия товарища Оджалана, его усилия для решения курдского вопроса и есть причина изоляции. Все мы можем видеть, что тупик в решении этой проблемы углубляется из-за положения дел, сложившегося на Имралы, а надежда на демократизацию и мир тает.
Изоляция должна прекратиться, поскольку она нарушает все национальные и международные правовые нормы, в частности, законы, запрещающие пытки и жестокое обращение. Эти правовые нормы игнорируются в указанной тюрьме, несмотря на то, что они утверждены международными организациями. Следует гарантировать основные юридические права заключенных, в первую очередь право на встречу с адвокатами. И если доклады ЕКПП действительно имеют значение, необходимо предпринять шаги по разрешению ситуации, исполняя решения Комитета ООН по правам человека, чтобы навсегда покончить с системой изоляции».