ДПН: откройте архивы о тюремном убийстве 19 декабря

ДПН сделала заявление по поводу годовщины массовых тюремных убийств, наступающей сегодня, 19 декабря. Тогда по всей Турции были убиты десятки заключенных.

Сопредседатели комиссии Демократической партии народов (ДПН) по вопросам закона и прав человека Нурай Оздоган и Серхат Эрен выступили с заявлением в годовщину тюремной резни, прокатившейся по стране в 2000 году. Документ был опубликован под названием «Операция «Возвращение к жизни».

В своем заявлении политики пишут, что прошло 22 года с момента событий, которое власти назвали издевательски – операцией «Возвращение к жизни», – когда 19 декабря 2000 года военные атаковали политзаключенных турецких тюрем. Мишенями стали левые узники, объявившие голодовку из-за правонарушений в тюрьмах типа F. Тогда погибли 30 заключенных и еще около 300 человек были ранены. Политические лидеры Турции того периода, отдавшие приказ о расправе, осуществленной на глазах у мировой общественности и на обозрении всего населения страны, и исполнители, убивавшие людей, продолжают оставаться безнаказанными.

Политики ДПН подчеркнули: «Волна жестокости, прокатившаяся по тюрьмам 12 сентября, массовое убийство в тюрьме Амеда 24 сентября 1996 года и резня 19 декабря 2000 года стали звеньями одной цепи. Это продукт одного и того же менталитета. Практика издевательств, преследований и пыток, к сожалению, продолжает существовать. Права заключенных, гарантированные национальным и международным законодательством, игнорируются, а система изоляции с отягчающими обстоятельствами вышла за пределы тюрем, став стилем управления пенитенциарной системой страны».

Открыть архивы

ДПН заявляет: «Изоляция, ставшая формой управления тюрьмами, распространилась на всю страну, выйдя за пределы тюремных стен. Борьба заключенных за собственное здоровье в условиях тюрем, их право на доступ к медицинским услугам, произвольное продление сроков заключения, унизительные обыски с раздеванием, фактический отказ в реализации основных прав и права на социализацию, особые режимы исполнения наказания говорят о том, что политика расправ и жесткой изоляции продолжалась все 22 года, прошедшие с декабря 2000.

Эта политика привела к нарушению права на жизнь, распространившись с течением времени. Это должно прекратиться, а все больные заключенные должны быть немедленно освобождены. Следует обеспечить защиту права узников на жизнь и прекратить пытки, исключив возможность жестокого обращения в тюрьмах.

Для того, чтобы раскрыть правду о резне 19 декабря, мы требуем следующего: государство должно открыть свои архивы и начать судебное и административное расследование в отношении лиц, виновных в массовом убийстве – преступлении против человечности. Если не сегодня, то завтра истина увидит свет, и виновные лица ответят за каждое совершенное ими преступление перед независимым судом».

Предыстория

С 19 по 26 декабря 2000 года, в течение недели 10 000 турецких солдат заняли 48 тюрем Турции, чтобы положить конец двухмесячным смертельным голодовкам сотен политических заключенных. Голодающие протестовали против планов властей перевести их из больших камер в американские камеры типа F, рассчитанные на одного-трех человек. Операция «Возвращение к жизни», в результате которой погибли 30 заключенных и двое солдат, длилась несколько часов в большинстве тюрем страны. В одной из них столкновения шли три дня. По ряду сообщений, восемь заключенных «пропали без вести», и по меньшей мере 426 человек были ранены. 1005 заключенных были переведены в камеры типа F.

Операция была вооруженной и насильственной, но при этом якобы имела целью «спасение» членов объявленных нелегальными левых организаций от «насильственного» голодания, к которому людей якобы «вынудили» их лидеры. Однако, после этой операции официально зафиксированное число заключенных, принявших решение прибегнуть к смертельной голодовке, увеличилось с 282 до 353 человек. Неофициальные цифры выше: по этим данным, голодали до 2 000 заключенных при активной поддержке 10 000 соратников.

Правозащитные группы подозревают, что во время операции сотрудники сил безопасности использовали зажигательные снаряды, уничтожая останки убитых. По данным турецкого Фонда прав человека, некоторые тела были захоронены без опознания, а родственников и адвокатов других умерших заключенных ограничили в доступе к данным о вскрытии.