Акция протеста у суда Чаглаяна после позорного исхода «дела Гези»

Перед зданием суда Чаглаяна началась публичная акция с требованием справедливости. Люди пришли к суду после вынесения позорного приговора по так называемому «делу Гези», чтобы заявить, что не намерены сдаваться на милость фашизма.

Исход давно привлекшего внимание общественности дела Гези вызвал заметное возмущение. Сотни людей пришли к зданию суда Чаглаяна, призывая всех неравнодушных проявить солидарность с акцией.

Активисты сделали заявление о том, что, по сути, обвинительное заключение было подготовлено во дворце [президента Турции], там же был вынесен вердикт, а в зале суда лишь объявили о решении. Они подчеркнули, что принять это позорное решение так легко удалось благодаря молчанию оппозиции. Однако борьба будет продолжаться.

Приговор по делу Гези был объявлен в понедельник. Суд признал подсудимых виновными в преступлениях, которых те не совершали. Филантроп Осман Кавала получил пожизненное заключение с отягчающими обстоятельствами, Мюджелла Япыджи, Чигдем Матер, Хакан Алтынай, Мине Озерден, Джан Аталай, Тайфун Кахраман, Йигит Али Экмекчи были приговорены к 18 годам лишения свободы каждый.

Услышав вердикт, находящиеся в зале суда люди отреагировали на это решение, скандируя лозунги «Таксим везде! Сопротивление повсеместно!»

Адвокат Джан Аталай выступил с прощальной речью перед собравшимися в зале суда, в котором присутствовало множество полицейских, как будто суд шел над опасными преступниками. Аталай подчеркнул, что они не смирятся с этим приговором и не склонятся перед угрозой преследований. Под аплодисменты и после прощания с родственниками семерых подсудимых отвезли в тюрьму.

Предыстория

Турецкий филантроп Осман Кавала был приговорен к пожизненному заключению с отягчающими обстоятельствами в ходе так называемого процесса Гези, вызвавшего резкую критику в Стамбуле. Трое судей вынесли 64-летнему бизнесмену и правозащитнику приговор по обвинению в попытке свержения правительства. В таких обстоятельствах перспективы условного освобождения для Кавалы не существует в принципе в соответствии с действующим прецедентным правом: лица, приговоренные к пожизненному заключению при наличии отягчающих обстоятельств за преступления, которые судебная система Турции считает угрожающими «безопасности государства», остаются в заключении до физической смерти. Собравшиеся в зале суда наблюдатели сразу же отреагировали на это решение, освистав его и громко протестуя. Этот вердикт еще не окончательный, и в данной ситуации возможно подать апелляцию.

Осман Кавала находится в тюрьме строгого режима Силиври под Стамбулом уже четыре с половиной года, и все эти годы он не был признан виновным ни по одному из предъявленных ему обвинений. Турецкая судебная система и сам президент Реджеп Тайип Эрдоган обвиняют его в попытке дестабилизировать обстановку в стране. Согласно обвинительному заключению, ему вменили в вину попытку переворота в связи с протестами в парке Гези в 2013 году, а также «политический и военный шпионаж» в связи с попыткой переворота в 2016 году. В феврале 2020 года суд оправдал его по этим обвинениям.

Правозащитник Кавала всегда отрицал все обвинения в свой адрес, называя их «теориями заговора» и считая себя жертвой политических преследований со стороны правительства. На последнем слушании в прошлую пятницу он вновь категорически отверг выдвинутые против него обвинения, заявив, что обвинительное заключение изобилует «вводящими в заблуждение заявлениями». «Тот факт, что я провел четыре с половиной года своей жизни в тюрьме, – это потеря, которую невозможно возместить», – сказал Кавала, выступая с заключительным словом. Он добавил, что компенсировать это можно, «если то, через что я прошел, поможет положить конец серьезным судебным ошибкам».