Курдистан

АЮПС: после назначений в курдские муниципалитеты был задержан 261 человек

АЮПС объявила о нарушениях, зафиксированных в ходе протестов, начавшихся после узурпации муниципалитетов Мардина, Батмана и Халфети. Сообщается, что с первого дня народных демонстраций 261 человек был взят под стражу, а ещё 57 арестованы.

Ассоциация адвокатов за права и свободу (АЮПС) обнародовала подготовленный её специалистами отчет о захвате муниципалитетов Мардина, Батмана и Халфети. Сопредседатель АЮПС Акин Йетер и множество неравнодушных людей – политиков, юристов и активистов, – присутствовали на встрече, состоявшейся в офисе ассоциации в Амеде.

Основные тезисы из 130-страничного отчета были зачитаны представителем правления АЮПС Мухиттином Мугучем. Эти данные включили информацию о нарушениях прав граждан, совершенных сотрудниками турецкой полиции в ходе протестов, проходивших с 4 по 13 ноября 2024 года.

Мугуч рассказал о долгах, оставленных прежними мэрами-лоялистами, назначенными в муниципалитеты на 3 срока, о запретах и давлении на носителей курдского языка и деятелей культуры, а также добавил, что с 2016 года были узурпированы 147 муниципалитетов, которыми управляли политики от Демократической партии народов (ДПН), Партии демократических регионов (ДПР) и ПНРД. Многие руководители ДПР, ДПН и ПНРД были взяты под стражу и арестованы после назначения провластных мэров на их места.

Мухиттин Мугуч сообщил, что в муниципалитеты ДПР были назначены 95 мэров и администраторов другого уровня, в муниципалитеты ДПН – 48, в муниципалитеты ПНРД – 5, в муниципалитеты ПСР – 2 и по одному – в муниципалитеты ПНД и НРП. Он отметил, что после местных выборов 2024 года 5 муниципалитетов, включая столичный, перешли под контроль правительства. Также после назначения провластного администратора со-мэр муниципалитета Джоламерга (Хаккари) Мехмет Сыддык Акиш и мэр Эсеньюрта Ахмет Озер были арестованы. Обратив внимание на то, что Министерство внутренних дел в третий раз назначило лоялистов на должности незаконно смещенных политиков в Батман и Мардин, и во второй раз – в Халфети, Мугуч сказал, что в общей сложности от исполнения обязанностей были отстранены 105 членов муниципальных советов.

«Избирательное право народа было попрано»

Мугуч заявил, что за эти годы было нарушено право голоса более 880 тысяч избирателей, а 105 городских советов прекратили свою работу, утратив свои полномочия, и добавил, что общий долг трех муниципалитетов за предыдущий срок составил около 8 миллиардов 400 миллионов турецких лир. Напомнив, что после силовых назначений был введен 10-дневный запрет на протесты, он заявил, что во многих городах правоохранители атаковали митинги и демонстрации, используя перцовый газ, пластиковые пули и водометы, сковывая задержанным руки за спиной, исполняя националистические песни в их присутствии, отказывая им в воде и пище и применяя физическую силу.

Задержания, аресты и пытки

Представитель АЮПС заявил, что в Батмане были задержаны 215 человек. 37 из них были отправлены в тюрьму, а 115 были освобождены на условиях судебного контроля (под домашний арест попали 5 человек). Он сообщил, что 16 человек были задержаны в Халфети, и 10 человек из их числа, включая несовершеннолетнего, были отправлены в тюрьму, а шестеро были освобождены на условных основаниях. Он отметил, что 10 из 30 граждан, задержанных в Мардине, были отправлены в тюрьму, а 13 человек были освобождены условно.

57 из числа 261 человека, взятых под стражу, оказались в тюрьме.

Было начато расследование в отношении 217 аккаунтов в социальных сетях, владельцы которых протестовали против назначения мэров-лоялистов по решению властей. 

Мухиттин Мугуч добавил: «В результате назначения этих людей на должности в курдские муниципалитеты и вследствие роспуска муниципальных советов, которые представляют собой «директивный орган муниципалитета», была ликвидирована минимальная демократическая основа для участия народа и граждан в управлении. Принцип, согласно которому муниципалитеты должны «управляться выборной муниципальной администрацией и муниципальным советом», был приостановлен. С назначением провластных мэров право голосовать и быть избранным, которое представляет собой неотъемлемую часть жизни демократического общества, перестало существовать. В провинциях, где проживают преимущественно курды, практика назначения лоялистов стала обыденностью, оправдываемой концепцией «борьбы с терроризмом». Отстранение избранных со-мэров от должности без конкретных оснований является очевидным нарушением гарантированных законом прав».