13 человек задержаны в результате нападения полиции на субботних матерей
Субботние матери подверглись нападению турецкой полиции на Кладбище Безымянных в Стамбуле. 13 человек были взяты под стражу.
Субботние матери подверглись нападению турецкой полиции на Кладбище Безымянных в Стамбуле. 13 человек были взяты под стражу.
Представители Ассоциации прав человека (АПЧ) и Субботние матери собралась в Стамбуле, чтобы сделать заявление, посвященное 30 августа, Международному дню борьбы против насильственных исчезновений.
Правозащитники и родственники пропавших без вести собрались на стамбульском кладбище Безымянных Алтыншехир, где находятся могилы Хасана Оджака и Ридвана Каракоча, пропавших без вести во время содержания под стражей.
Группе было отказано в праве на собрание, и она подверглась нападению со стороны полиции, на что собравшиеся ответили демонстрацией фотографий исчезнувших и скандированием лозунга «человеческая честь победит пытки».
Депутат ДПН (Демократическая партия народов) Муса Пироглу, который оставался за пределами полицейской блокады, был лишен доступа к собравшимся и был уведен полицией с кладбища.
Отвечая на препятствия со стороны полиции, Пироглу сказал: «То, что вы делаете, противоречит человеческому достоинству и человечности. Вы мешаете депутату парламента говорить».
После длительного удержания группы в осаде полиция с применением силы взяла под стражу 13 человек.
Среди задержанных председатель Стамбульского отделения АПЧ Гюльсерен Йолери и родственники пропавших без вести: Масиде Оджак, Хусейн Оджак, Али Оджак, Бесна Тосун, Ханым Тосун, Хусейн Айгюль, Хасан Каракоч, Ханифе Йылдыз, Ферит Барут.
Субботние матери
С 1995 года стамбульские субботние матери, как и аргентинская организация Madres de la Plaza de Mayo, еженедельно проводят в Стамбуле сидячие забастовки с фотографиями своих родственников в знак протеста из-за их «исчезновения» под стражей. Они требуют информации об их местонахождении. В период с 1999 по 2009 год «Субботним матерям» пришлось приостановить свои еженедельные сидячие забастовки, поскольку полиция регулярно разгоняла собрания. 25 августа 2018 года инициатива собралась в 700-й раз перед средней школой Галатасарай на проспекте Истикляль в Стамбуле, чтобы вспомнить своих пропавших без вести родственников.
Однако по приказу министра внутренних дел Турции Сулеймана Сойлу полиция задействовала водометы и применила к толпе слезоточивый газ и резиновые пули. По словам Сойлу, насильственные действия были оправданы тем, что террористические организации использовали «Субботних матерей». С тех пор площадь школа Галатасарай стала запретной зоной для субботних матерей, которые сначала переехали в здание Ассоциации прав человека (АПЧ) и после пандемии коронавируса, наконец, представили свои требования в Интернете.
По случаю 900-го митинга 25 июня 2022 года Субботние матери вновь подверглись нападению со стороны полиции и задержанию нескольких человек, в том числе сопредседателей АПЧ.
В Турции исчезло 17 тысяч человек
В Турции с 1980-х годов «исчезнувшими» считаются около 17 тысяч человек, в основном курды, политические активисты, журналисты и практикующие юристы, а также простые люди. Страна познакомилась с этой практикой после военного переворота в сентябре 1980 года. В середине 1990-х годов, когда грязная война турецкого режима против РПК была особенно кровавой, этот метод достиг своего апогея.
Тела похищенных хоронили в братских могилах, пещерах или на заброшенных промышленных предприятиях, выбрасывали на свалки, закапывали в колодцы и кислотные ямы или, как в Аргентине, сбрасывали с военных вертолетов. Часто жертв полиция арестовывала дома или их вызывали в местный полицейский участок для дачи показаний, также пропавших задерживали на пунктах военного дорожного контроля. Часто это последнее, что их родственники знают о местонахождении пропавших без вести. Большинство «убийств, совершенных неизвестными преступниками» — дело рук религиозно-экстремистской террористической организации «Хизбалла», а также JITEM. Так называется неформальная секретная служба турецкой военной полиции, которая несет ответственность как минимум за 4/5 нераскрытых убийств в Северном Курдистане и существование которой турецкие чиновники отрицали годами.