Турция

Несколько фактов о парламентских выборах в Турции

В воскресенье в Турции выборы. На кону демократия.

Досрочные выборы уже названы одними из самых несправедливых и неравноправных за всю 150-летнюю избирательную историю Турции. Нынешний президент Реджеп Тайип Эрдоган призывал к досрочным парламентским и президентским выборам.
Объявление выборов 24 июня – попытка правительства избежать негативных последствий экономического и финансового кризиса, который, как ожидается, настигнет Турцию в конце 2018 или начале 2019 года.
С другой стороны, политика войны, проводимая альянсом Партии справедливости и развития и Партии националистического движения (ПСР-ПНД), способствовала банкротству государства.
Изначально выборы должны были состояться 3 ноября 2019 года, но Эрдоган чувствовал, что он не сможет удержаться на троне до тех пор и объявил досрочные выборы. Эрдоган надеялся, что ему удастся улучшить ситуацию подобными действиями. В этом его поддержал и в определенной степени даже подтолкнул к такому решению его союзник из ПНД, который понял, что во власти больше нет места консенсусу.
Помимо всего прочего, конституционный референдум 16 апреля 2017 года означает, что теперь Великое национальное собрание Турции (прим. – парламент) должно состоять из 600 депутатов, что на 50 больше, чем было. Однако стоит заметить, что законодательная власть парламента была значительно сокращена.
Референдум был одобрен с перевесом в 51-49%, согласно официальным результатам, но поступали сообщения о многочисленных фальсификациях и нарушениях. В том числе в последнюю минуту Верховным избирательным Советом (YSK) были изменены правила избирательного процесса, которые позволили подсчитать непроверенные бюллетени. Оппозиция заявила, что к подсчету добавлено не менее 1,5 миллиона дополнительных избирательных бюллетеней.

Создание альянсов

ПСР будет работать с ПНД в так называемом Народном Альянсе (Cumhur Ittifakı).
Демократическая Партия Народов (ДПН) получила поддержку многих менее крупных левых партий. ДПН фактически сформировала мощный альянс движений, групп и ассоциаций гражданского общества, а также многих народов Турции, а именно ассирийцев и армян. Кроме того, партия объединила под своим именем представителей многих различных верований, таких как алевиты и езиды.

Народно-республиканская партия (НРП), Партия счастья (Saadet Partisi, SP) и Хорошая партия (İyi Parti) объединились в так называемый «Национальный альянс».

ДПН – глоток свежего воздуха

Партия представила свой предвыборный манифест, продемонстрировав гражданам свое видение новой Турции. Акцент в манифесте ставится на реальную возможность перемен вместе с ДПН, а также на столь необходимый «глоток свежего воздуха», который партия обещает избирателям на выборах 24 июня.

ДПН планирует начать переходный процесс уже вечером 24 июня, если народ решит проголосовать за демократизацию Турции. «У нас есть план демократизации с решением проблем, возникших во время единоличного режима», - говорят в ДПН.

Нелегкий путь, но в ДПН обещают: «Мы начнем процесс разработки демократической Конституции, основанной на секуляризме, плюрализме, многоязычии, многоконфессиональности и равноправии граждан».

Мы решим Курдский вопрос

В манифесте подчеркивается, что мир в Турции зависит от решения курдского вопроса, и что на самом деле решение курдского вопроса связано с процессом демократизации в Турции. «Мир – это не просто отсутствие конфликта, смерти и страданий. В то же время — это реальная работа по обеспечению мирного сосуществования», — говорится в манифесте

Манифест для женщин

ДПН вновь указывает на то, что к числу наиболее угнетенных слоев общества во время режима ПСР относятся женщины. По этой причине 24 июня ознаменует не только конец режима ПСР, но и рождение новой эпохи, где не будет места сексизму, насилию в отношении женщин, шовинизму. После 16 лет угнетения женщины, наконец, снова выйдут на передний план в политике и общественной жизни.

Результаты прошлых выборов
На выборах 7 июня 2015 года результаты были следующими:

ПСР – 258 мест

НРП – 132 места

ПНД – 80 мест

ДПН – 80 мест

Это означало, что у ПСР было на 69 мест меньше по сравнению с предыдущими выборами.
Эрдоган не был доволен этим результатом (40,8%) и не принял его.
Настоящим сюрпризом выборов 7 июня 2015 года стало то, что ДПН преодолела 10-процентный порог (в общей сложности 13,1%) и направила в парламент 80 депутатов.
Для партии это был большой успех, которого Эрдоган не мог допустить.
Президент официально поручил премьер-министру Давутоглу сформировать новое правительство 9 июля, а Конституция предоставила Давутоглу 45 дней (до 23 августа) для формирования нового правительства. Первый раунд переговоров коалиций включал обсуждения между ПСР и НРП, ДПН и ПНД, после чего ПСР объявила, что она больше не будет вести никаких переговоров с ДПН.

Второй раунд переговоров в основном был посвящен НРП, в то время как ПНД заявила о своей поддержке досрочных выборов и вскоре отказалась от любых переговоров. Переговоры между ПСР и НРП продолжились в августе и длились в общей сложности более 35 часов. НРП обнародовала 14 принципов, которых должно было придерживаться коалиционное правительство с их участием, включая многие из их обещаний в манифесте.

ПНД позднее отказалась от поддержки досрочных выборов и поддержала формирование правительства ПСР-ПНД. 13 августа 2015 года лидеры ПСР и НРП встретились в последний раз на совещании, которое должно было стать последним. Ожидалось, что окончательное решение о формировании коалиционного правительства наконец будет принято. Встреча завершилась после того, как ПСР предложила трехмесячное временное правительство, за которым последовали новые выборы. Всё это произошло несмотря на настойчивые требование НРП о том, что сформированное правительство должно работать четыре года.

Неудивительно, что срыв коалиционных переговоров между ПСР и НРП, а также скептицизм ПНД в отношении формирования коалиционного правительства привели к тому, что досрочные выборы стали единственным вариантом. Как выяснилось позже, что ПСР на самом деле очень хотела досрочных выборов, чего они и добились.
На 1 ноября 2015 года были назначены новые выборы. Конечно, ожидались провокации и нападения, обвинения в сторону курдов и их сторонников в сфабрикованных «преступлениях».

Демократия как приказ Эрдогана

Когда в Турции состоялись выборы 1 ноября, ситуация была очень напряженной. Выборы прошли в опасной обстановке. Как раз тогда Эрдоган вышел из процесса переговоров, инициированного национальным курдским лидером Абдуллой Оджаланом.

Результаты были следующими:

ПСР – 317 (49.5%)

НРП – 134 (25.3%)

ДПН – 59 (10.7%)

ПНД – 39 (11.9%)

Президент начал войну против курдов, арестовывая демократически выбранных политиков, разрушая города и сажая в тюрьмы тысячи граждан. Переворот 15 июля 2016 года предоставил ему еще одну возможность усилить давление и репрессии в отношении всех инакомыслящих.

На выборах в это воскресенье на кону демократия в Турции.