Жители Карса считают назначение ставленника режима несправедливым
Прошёл месяц с тех пор, как в муниципалитет Карса, где ранее на местных выборах победили представители ДПН, был назначен ставленник режима.
Прошёл месяц с тех пор, как в муниципалитет Карса, где ранее на местных выборах победили представители ДПН, был назначен ставленник режима.
Из 65 муниципалитетов, где на местных выборах 31 марта 2019 года победили представители ДПН, под контролем партии осталось только шесть, четыре из которых являются районными, а два относятся к небольшим городам. Муниципалитет Карса стал последним провинциальным муниципалитетом, где победивший представитель ДПН был отстранён от своей должности и замещён ставленником режима.
Всё началось с операции, связанной с Кобани, инициированной 25 сентября. В рамках судебного расследования, начатого центральной прокуратурой Анкары, была в первую очередь арестована соруководитель муниципалитета Айхан Билган – это произошло 2 октября, после чего преследованиям подверглись ещё 21 человек, включая соруководителя Шавина Аладжа и муниципальных советников. 16 человек в итоге оказались за решёткой.
Ещё одна важная деталь заключается в том, что ДНП впервые сумела победить на выборах в Карсе. Мы поговорили с соруководителем провинциального отделения ДПН в Карсе Савдой Субаши о положении в Красе спустя месяц после назначения ставленника из центра.
Отсутствие инфраструктуры
Субаши рассказывает о том, какая атмосфера была в Карсе до победы ДПН на выборах: «До того как ДПН выиграла местные выборы в Карсе, здесь даже не было нормальной дороги. Отсутствовал план районирования, в городе процветала коррупция, общественные службы использовались для обогащения отдельных групп людей. Например, автобусные линии были отданы на откуп определённым лицам, в центре города не было тротуара. Система снабжения питьевой водой была настолько старая, что трубы протекали, эту воду было небезопасно пить. Я перечислила лишь наиболее серьёзные проблемы. С другой стороны, в городе не было ничего, что имело бы отношение к женской самоорганизации».
Проблемы с инфраструктурой были решены
Субаши рассказала, что после победы ДПН на местных выборах эти проблемы были по большой части решены: «Благодаря усилиям и стараниям соруководителей от ДПН – Айхан Билган и Шавина Аладжа – Карс подвергся реконструкции. Проблема с уборкой мусора была решена. Карс стал очень чистым городом. Люди, посетившие Карс до и после победы ДПН на выборах, были поражены изменениями, произошедшими в городе. Мы позаботились о тендере на обслуживание миниавтобусных линий. Многие тендеры прошли заново с соблюдением всех норм и правил.
Были открыты кооперативы, стало уделяться внимание женщинам и их проблемам. Были созданы кооперативы с задействованием женского труда. Было проведено множество инициатив, направленных на поощрение местного производства. Были открыты Женский центр солидарности и «Пурпурное кафе», где продавалась исключительно продукция, произведённая женщинами. Это стало важным шагом для женской самоорганизации в городе, где раньше они почти никак не были представлены.
ДПН в наследство получила одни долги
Напомнив о том, что предыдущие руководители муниципалитета оставили в наследство ДПН долг примерно в 400 миллионов турецких лир, Субаши подвела итоги всему, что было сделано:
«Несмотря на то что муниципалитет не имел никакого движимого имущества и находился в долгах, были проведены тендеры на строительство дороги общей суммой в 6 миллионов турецких лир, что привело к началу строительства трассы. Дорога в итоге была построена, хотя периодически возникали разные проблемы. Система водоснабжения – ещё одна важная проблема Карса – также была восстановлена. Может показаться, что я перечисляю достаточно малозначимые проблемы, однако Карс сам по себе маленький город, и эти вопросы имели огромное значение для местного населения. Карс также является городом, служащим прибежищем для людей самых разных национальностей и верований. Когда представители ДПН пришли к власти, они начали выполнять свою работу, заботясь о нуждах всего населения, не разделяя его по национальному или религиозному признаку.
Предыдущая администрация муниципалитета держала на зарплате 970 человек, в то время как в реальности требуется лишь 370 человек. Были, к примеру, такие люди, которые просто получали свою зарплату, никогда не появляясь на рабочем месте, они были уволены. В то же время были такие работники, которые не получали зарплату за выполняемую работу.
Всё, что было сделано для женщин, свернуто
Савда Субаши сказала, что после назначения ставленника режима все мероприятия были свёрнуты и город вернулся к своему старому состоянию, когда ДПН ещё не победила на выборах:
«После того как был назначен ставленник, все кооперативы, открытые ДПН, были расформированы. ДПН инициировала проведение ремонтных и строительных работ в пригородах, которым не уделялось внимания на протяжении почти семи лет. Сейчас работа почти завершена, и новая администрация пытается представить всё так, будто это их заслуга. Ставленник также закрыл «Пурпурное кафе» и Центр женской солидарности, которые открылись около года назад. Была организована работа соцработников и психологов, ориентирующихся на женские проблемы, сейчас эта деятельность приостановлена.
Наш центр Женской солидарности был открыт примерно полгода назад, за это время в нём побывало почти четыре сотни женщин. Некоторые из них пострадали от насилия, у части были финансовые проблемы, а некоторым требовалась помощь психологов. Им оказывалась поддержка, прилагались усилия, чтобы решить их проблемы. Был открыт рынок женщин-ремесленниц, однако в дальнейшем его пришлось закрыть из-за пандемии и карантина. Все товары, которые были привезены для рынка, сейчас находятся на складах.
В кафе «Мор» женщины ежедневно выполняли работу, чтобы подзаработать хотя бы немного, однако сейчас вся муниципальная деятельность, направленная на женщин, приостановлена. Женщинам в Карсе очень тяжело, они полностью зависят в финансовом плане от мужчин. Именно поэтому мы можем с полным правом заявить, что была узурпирована не только власть в Карсе, узурпации подверглись воля и труд женщин.
Люди считают происходящее несправедливым
Субаши напоминает о том, что губернатор, начавший молиться напротив здания муниципалитета после получения сведений о назначении ставленника режима, вызвал большой резонанс среди населения: «Он вел себя так, будто муниципалитет был завоёван в ходе войны, в то время как на самом деле власть здесь определяется голосованием среди народа. Насколько мы знаем, заниматься делами муниципалитета теперь будет районный губернатор Эруха, а не губернатор Карса. До того как ДПН победила на местных выборах, никаких общественных работ на благо населения не проводилось. Думаю, что после назначения ставленника всё вернётся на круги своя, потому что, как я уже объясняла, многие институты и учреждения были закрыты. Когда к власти пришла ДПН, у муниципалитета был огромный долг, все требовали своевременных выплат; однако после воцарения ставленника это прекратилось, никто больше не требует немедленных выплат».
Субаши отметила, что назначение ставленника, арест Айхан Билган и последующие аресты двадцати одного человека, большая часть которых оказалась в итоге за решёткой, не повлекли за собой массовых народных выступлений лишь по той причине, что правительство прибегло к самым суровым мерам и ограничениям.
«Однако, когда мы беседуем с местными жителями, не только со сторонниками ДПН, но также с теми, кто голосовал за ПСР и ПНД, все говорят, что считают происходящее несправедливым. Почти каждый соглашается с тем, что ДПН, а не лично Айхан Билган или Шавин Аладжа победила в городе благодаря своим стараниям и не заслуживает подобного отношения», – сказала Савда Субаши.