Курдистан

Курдскому педагогу предъявлены обвинения за поддержку родного языка в Турции

Активисту Рифату Рони, борющемуся за курдский язык в Турции, предъявлены обвинения: власти утверждают, что его работа в MED-DER «пропагандирует альтернативу» официальному образованию.

Рифату Рони, известному преподавателю курдского языка и бывшему сопредседателю Ассоциации исследований языка и культуры Месопотамии (MED-DER), предъявлены серьезные обвинения.  С точки зрения прокуратуры его деятельность по продвижению образования на курдском языке и поддержка культурных мероприятий противоречат турецким законам об образовании.

Турецкие власти утверждают, что Рони пытался создать альтернативную образовательную сеть, которая угрожает языковой политике Турции, ограничивающей официальное образование одним лишь турецким языком.

В обвинительном заключении, принятом Пятым судом Амеда (Диярбакыра), специализирующемся по тяжким преступлениям, Рони обвиняется в том, что он курировал деятельность на курдском языке, которая, по мнению властей, представляет собой несанкционированную альтернативу национальной системе образования. «Обучение на других языках, кроме турецкого, запрещено», – сказано в обвинительном заключении, в котором программы по изучению курдского рассматриваются, как «подрывная» альтернатива официальной системе образования. Суд над Рони назначен на 17 декабря.

По сообщениям источников, дело против Рони строится на показаниях информаторов, в том числе одного свидетеля, который давал обрывочные неточные показания в делах, где фигурировал до того. Власти опираются на многочисленные аспекты работы активиста в MED-DER, включая интервью в поддержку прав носителей курдского языка, образовательную деятельность и культурные мероприятия, которые они квалифицируют, как поддержку запрещенной в стране Рабочей партии Курдистана (РПК).

Среди доказательств, приведенных в обвинительном заключении, – связи Рони с курдскими культурными организациями, например, его встречи с правозащитником Абдулгани Алканом, отстаивающим права курдского населения, и организация мероприятий, посвященных таким известным деятелям культуры, как поэт Джегерхвин. Турецкая прокуратура квалифицирует эту деятельность как «законную, похожую на незаконную», хотя в обвинительном заключении нет конкретных доказательств преступного поведения.

Случай Рони подчеркивает, какую спорную политику Турция избрала в отношении курдского языка. Курдский широко распространен на юго-востоке страны, но не разрешен в качестве языка обучения в государственных школах, что ограничивает образовательные и культурные права населения. MED-DER, правозащитная группа, ведущая свою деятельность в Амеде, городе с курдским большинством населения, была создана для продвижения родного языка и культуры, организации курсов обучения курдскому и работы по сохранению места языка в региональном наследии. Власти часто преследовали MED-DER и подобные ей организации, рассматривая их, как угрозу национальному единству.

Обвинения против Рони также включают его связь с Народным демократическим конгрессом (НДК), платформой, объединяющей левые и группы. Прокуратура назвала НДК «террористической организацией», подчеркивая, что предполагает связи Рони с этой группой, и рассматривая его переписку с активистами НДК, как доказательство.