Идёт работа по восстановлению водоснабжения через станцию «Алок» в Хасаке

Миллионы людей оказались лишены доступа к чистой воде, после того как турецкие захватчики и подконтрольные им боевики отрезали подачу воды на водопроводную станцию «Алок».

Турецкие оккупанты продолжают использовать водные ресурсы как инструмент войны против жителей Северо-восточной Сирии, после того как их захватнические планы в отношении региона оказались сорваны. Турция, которая использует доступ к воде, чтобы оказывать экономическое давление на Автономную администрацию, в первую очередь концентрирует своё внимание на станции водоснабжения «Алок» и реке Евфрат.

Турецкие оккупанты и протурецкие боевики ограничивают доступ воды в кантон Хасаке через станцию «Алок» на протяжении более чем двух лет. Несмотря на то что были заключены соглашения, гарантирующие подачу воды в Хасаке, Турция постоянно их нарушает.

Миллионы жителей кантона Хасаке страдают от недостатка воды, после того как оккупационные силы ограничили подачу воды на водопроводную станцию «Алок», которая была основной станцией водоснабжения, обеспечивающей регион Хасаке до начала вторжения в октябре 2019 года; с тех пор она находится под контролем оккупационных сил. Турция прекращала подачу воды минимум 36 раз, используя водные ресурсы как инструмент ведения войны.

Давая интервью информационному агентству «ANHA», Иса Юнис, сопредседатель Управления Хасаке по вопросу водных ресурсов, заявил, что они ведут переговоры с ЮНИСЕФ по поводу возобновления работы станции «Алок». Юнис опроверг сообщения СМИ, согласно которым Дамаск пытается решить эту проблему, добавив, что правительство в Дамаске обвиняет Автономную администрацию Северо-восточной Сирии в том, что она также несёт долю вины за кризис с водой.

Юнис отметил следующее: «Турецкие оккупанты используют станцию водоснабжения «Алок» как один из рычагов давления на Автономную администрацию, заявляя всему миру, что именно Администрация создаёт препятствия для возобновления работы станции. Это не имеет ничего общего с истиной. Мы работаем над тем, чтобы обеспечить людей водой. И мы надеемся, что наши усилия, направленные на то, чтобы все жители получили доступ к воде, увенчаются в итоге успехом».

В отношении соглашения, достигнутого по итогам переговоров между Управлением по вопросам водных ресурсов в Хасаке и ЮНИСЕФ, Юнис сказал следующее: «По условиям соглашения мы будем обеспечивать станцию водоснабжения «Алок» шестью мегаваттам электричества, поставляемого из города Дирбесие. В обмен будут наполняться более 18 колодцов и начнут работу четыре с лишним насоса, будет налажено водоснабжение между станцией и Хасаке».

Согласно Юнису, станция возобновит работу в ближайшие дни, за процессом будут наблюдать представители ЮНИСЕФ. В течение пяти дней будет проводиться пробная подача. В случае несоблюдения соглашения будут предприняты необходимые меры.

Юнис подытоживает: «У нас нет конкретной информации относительно нынешнего положения дел на станции, однако мы попросили представителей ЮНИСЕФ отправить свою команду, чтобы проверить ситуацию на месте. Также мы попросили их обеспечить безопасную работу станции в условиях продолжающегося конфликта в регионе; Турция хочет использовать этот конфликт, чтобы выдавить местное население из региона».

Предыстория

Турция начала ограничивать подачу воды в Сирию через реку Евфрат ещё в 2017 году. С тех пор вода переставала подаваться несколько раз. Однако с 27-го января 2021 года турецкая власть стала прибегать к этому уже систематически.

Турция поставляет всего 200 кубических метров в секунду вместо обещанных 500. Это нарушает протокол, подписанный между Сирией и Турцией ещё в 1987 году.

Уровень воды в той части Евфрата, которая протекает по территории Сирии, значительно снизился из-за постоянных ограничений подачи за последние 30 месяцев. Значительно меньше воды стало в озёрах, находящихся по течению дальше трёх дамб на реке Евфрат, крупнейшей из этих дамб является плотина Табка.

В то время как стандартный объём воды, удерживаемой этой плотиной, составляет 14,5 миллионов кубических метров, в последнее время он составляет лишь 4 из-за общего уменьшения количества водных ресурсов в южном Курдистане. Подаваемой Турцией воды недостаточно, чтобы обеспечить потребности в питьевой воде,  в водных ресурсах для иригации и производства электричества.

Автономная администрация Северо-восточной Сирии призвала международные силы, правительства в Дамаске и Ираке оказать давление на Турцию, чтобы та начала действовать в соответствии с международным правом и перестала красть законную долю водных ресурсов Евфрата, принадлежащую Ираку. Однако и Дамаск, и Багдад продолжают сохранять молчание и не предпринимают никаких действий в отношении Турции.

Иракское правительство также недавно заявило, что резервы водных ресурсов опустошены и что объём воды, получаемой из Турции, Сирии и Ирана, составляет лишь 70 процентов от того, что было раньше.